РАЗРАБОТКИ
|
Коррекция отклонений интеллектуального развития младших школьников посредством арт-терапииВ настоящее время в общеобразовательных школах появляется всё больше детей с отклонениями интеллектуального развития. Начальная школа претерпевает ряд нововведений, позволяющих таким детям комфортно обучаться в общеобразовательной школе. Эти преобразованияобозначены как в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, так и в специальном стандарте: «ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Вопросы умственного развития мышления и интеллекта рассматривались в трудах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и других выдающихся ученых. Наиболее распространёнными отклонениям интеллектуального развития младших школьников являются такие нарушения интеллекта,как: умственная отсталость и задержка психического развития. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Задержка психического развития (далее - ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте. В отличие от умственной отсталости, которая неизлечима, задержка психического развития поддаётся устранению. Коррекция интеллектуального развития ребенка в младшем школьном возрасте включает в себя задачи развития восприятия, сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти [4]. Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности. Обращая внимание на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, Л. С. Выготский указывал, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем у ребенка с нормой развития. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефективного ребенка».Одним из способов осуществления культурного развития является арт-терапия [1]. Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения [3]. В настоящее время различные виды арттерапии используются практически во всех странах как в медицине при нервно-психических, соматических заболеваниях, так и в общей, медицинской и специальной психологии, поскольку при любой структуре нарушения так или иначе затрагивается аффективная сфера. Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии [2]. Говоря об арт-терапии, многие первым делом думают об изотерапии, лепке, но это лишь некоторая часть всего того, что включено в арт-терапию. Можно использовать материал для коррекции, а можно провести этот процесс с помощью образов, как например, в сказкотерапии и психодраме. Кроме того, в арт-терапию можно включать игротерапию, а это уже довольно обширный спектр коррекционных возможностей. Арт-терапию как средство коррекции интеллектуальных нарушений младших школьников можно использовать и в групповой, и в индивидуальной форме. Они имеют свои специфические различия, но все же данные формы организации коррекционно-развивающих занятий объединяет то, что коррекция направлена на каждого ребенка, а не на всю группу в целом. Выбор формы зависит от вида нарушений развития ребёнка. В случае с интеллектуальными нарушениями целесообразнее использовать индивидуальную форму работы. Если в результате диагностик у детей будут обнаружены схожие проблемы, можно организовать работу в группе [3]. Список литературы
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены