РАЗРАБОТКИ
|
Профстандарт педагога: основные положения и механизмы реализацииДагбаева С.М., Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий , сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную сферу, и потому стандарты , по мнению разработчиков, могут на долгие годы определять успех и эффективность не только системы образования, но всей жизни общества . Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа , дошкольное учреждение должны обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной . Анализ образовательных результатов, прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет проблему кадрового потенциала системы образования. Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.10. 2013 г. N 544н , сроки его введения в штатном режиме определены на 1 января 2017 года. Исходя из этого возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога. Утвержденный стандарт – сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты труда. Профстандарт – инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, также является базой для оценки квалификации и труда педагога, на основе его – могут создаваться трудовые договоры. В первую очередь требования профстандарта коснутся педагогов в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности , а это массовая процедура. В настоящее время мы имеем профессиональные стандарты , касающиеся педагога дошкольного образования (воспитатель), педагога начальной школы, педагога основной школы, педагога старшей школы. В ближайшей перспективе будет утвержден профстандарт педагога дополнительного образования и педагога системы профессионального образования. Планируется разработка и утверждение профстандартов по следующим специальностям: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида. Цель применения профстандарта заключается в определении необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечении необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечении необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействии вовлечения педагогов в решение задачи повышения качества образования. Профстандарт предусматривает наличие новых компетенций педагога таких как:
Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования. Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала-педагога, к ним относятся:
В профстандарте требования к профессиональным компетенциям выделены по трем общепедагогическим функциям : обучение , воспитание , развитие ,- они исключительно высокие , например, в обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владение ИКТ-компетенциями и др.. В воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и события; уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть личностными качествами и компетенциями, необходимыми для формирования и развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся . В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по подготовке к переходу на профстандарты. Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) до утверждения прошел широкое общественное обсуждение. В 21 субъекте Российской Федерации , в том числе в Забайкальском крае, созданы площадки по апробации профстандарта. В регионах разработаны стартовые региональные модели, проекты, сформированы региональные команды и специализация регионов. В Забайкальском крае региональной стажировочной площадкой определен Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы и утверждены 14 образовательных организаций в статусе базовых опорных площадок по апробации региональной модели внедрения профстандарта. Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) вошел в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагога, которая утверждена Правительством РФ 28.05.2014 года за № 3241-П8. Комплексная программа состоит из четырех подпрограмм:
В рамках настоящей программы проектируется построение взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников (эффективный контракт), процедур сертификации квалификаций, аттестации на базе профстандарта, изменения системы педагогического образования, подготовки и ПК, которая включает овладение ими современными образовательными технологиями обучения и воспитания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также повышения статуса и престижа педагогической профессии . Тем самым предполагается подойти к решению проблемы подготовки и повышения профессионального уровня педагогов комплексно. Для реализации Комплексной программы в целях подготовки и внедрения профессионального стандарта педагога актуальным является формирование пакета нормативно-правовых документов регионального , муниципального уровней и уровня образовательной организации. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края подписан приказ № 579 от 27 июня 2014 года «О разработке Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Забайкальского края» Мероприятия подпрограммы 1 направлены на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" ; организацию переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога. Более подробно остановимся на подпрограмме 2. Целью подпрограммы №2 является обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Для решения данной цели в подпрограмме выделены следующие задачи:
На федеральном уровне утвержден комплекс мероприятий по модернизации педагогического образования, в рамках которых предусмотрены следующие меры:
На федеральном уровне в 2016 году планируется разработать и утвердить отраслевую рамку квалификаций (4 или 5 уровней), изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся, в первую очередь, экзаменов, аттестации, должностных обязанностей, разработать методические рекомендации и примерные документы на уровне образовательной организации (примерный трудовой договор и т.п.) На региональном уровне создается и апробируется региональная модель применения профстандарта , в которой определено взаимодействие основных участников: органы власти регионального и муниципального уровней, учреждения профессионального образования педагогической направленности, учреждения дополнительного профессионального образования работников образования, образовательные организации, общественные организации. На уровне организаций среднего и высшего (педагогического) образования предстоит создать и апробировать новые модели экзаменов и новые модели подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены