РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методы мнемотехники как основа процесса запоминания иностранных слов

Автор: Камаева Е.И.

Тот факт, что лексика - это строительный материал нашего языка и речи, не требует доказательств. Во многом обучение иностранному языку строится, в том числе, и на обучении пониманию и использованию лексики, что является достаточно трудоемким процессом. Согласно [11; 1], на изучение слов затрачивается порядка 70-80% времени и усилий при освоении минимума (3000) слов. Этот факт также подтверждается нашей педагогической практикой. Однако словарная работа - процесс энергоемкий и малоэффективный, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые обучающимися.

Не стоит забывать и о психологических особенностях младших школьников, главной из которых является наглядно-образное мышление. Развитие этого психического процесса является актуальным вопросом, поскольку мышление у младших школьников развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет и основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Переизбыток тренировочных упражнений, основанных на подражании, может только усугубить ситуацию. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость.

С одной стороны, согласно требованиям современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее ФГОС) на начальном этапе обучения, в рамках языковой компетенции обучающийся должен распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы и грамматические явления [1; 44]. Однако используемые техники заучивания слов являются малоэффективными и не способны решить эту задачу. С другой стороны, в основе современного ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который ставит во главу познавательную деятельность ученика, активную и как можно более самостоятельную. Значит, урок должен быть организован так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и применяли их в решении разнообразных проблем. Для достижения наилучшего результата в поставленной задаче встает вопрос о применении более эффективных техник запоминания иностранных слов. В этом заключается проблема исследования.

Целью нашей работы является обобщение имеющихся техник запоминания слов и создание и реализация авторских разработок.

Задачами исследования являются:

  • дать краткую характеристику процессу запоминания;
  • проанализировать метод механического повторения, применяемого для запоминания слов в начальной школе;
  • доказать несовершенность приема дриллинга, выявить его достоинства и недостатки;
  • объяснить понятие мнемотехники и основанных на ней методов и обосновать их актуальность при изучении иностранного языка в начальной школе;
  • создать и реализовать новую технику запоминания слов.

Объектом исследования является процесс запоминания иностранных слов, а предметом исследования - методы мнемотехники, которые используются для их изучения.

Гипотеза данной статьи состоит в следующем: процесс запоминания иностранных слов представляет большую трудность для младших школьников. Вместе с тем, большой объем изучаемого материала заставляет обучающихся и учителей обратиться к более продуктивным методикам запоминания слов. Можно предположить, что внедрение современных методик облегчит процесс запоминания слов у младших школьников, если учитель будет систематически и методически верно их применять.

Новизна исследования заключается в систематизации уже имеющихся техник запоминания иностранных слов и разработке и реализации на базе МБОУ лицей «Созвездие» №131 авторской методики, которая будет интересна не только преподавателям иностранного языка, но и других предметов. Целевой аудиторией выбраны учащиеся 2х и 3х классов с языковыми навыками уровня Elementary.

При разработке темы нашей работы мы опирались на системный, деятельностый и личностный подходы в педагогической науке.

Рассмотрим теоретическую основу запоминания как психологической деятельности. Вслед за Л. С. Выготским предположим, что «память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. Анализ показывает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать...

Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». [3;161]

В разное время вопросами запоминания занимались такие исследователи как А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Р. Аткинсон, М. А. Зиганов, Л. С. Выготский, М. В. Лавренюк и другие.
Немов определяет память «как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации» [8;219].

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

  • В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
  • Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. [8; 220] Р. Аткинсон также выделяет память в которой хранятся наши навыки - имплицитную [9; 367].

Запоминание является процессом памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей.

Большинство авторов выделяют три стадии процесса запоминания [6, 9], [9;354]: приобретение (кодирование) информации (обращение к информации, которая должна быть понята и сохранена - временно или постоянно), хранение (изменения в нервной системе, которые сохраняют информацию в сжатом виде) и восстановление (получение и использование информации из запасников памяти).

Вернемся к главному вопросу нашей работы: как же ребенку лучше всего запоминать иностранные слова? Многие учителя считают самым эффективным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Как правило, работа по изучению слов заключается в механическом запоминании их графического облика. Для этого новые слова предъявляются на доске, прочитываются, анализируются, записываются в тетради, используются в тренировочных упражнениях и многократно проговариваются в дальнейшем. В методике такой способ можно назвать приемом «дриллинга» (от англ. «drill» - тренировка, муштра), при применении которого акцент ставится на повторение конструкций/структур во время устной/письменной практики. Дриллинг основан на теории бихевиоризма, полагающей, что обучение говорению на иностранном языке аналогично формированию других навыков. То есть, необходим повтор правильной фразы/структуры много раз. [5; 177]

Однако не стоит забывать, что обязательным условием работы педагога является то, чтобы ребенок имеет крепкие и глубокие знания и не испытывает при этом умственных и эмоциональных перегрузок. Очевидно, что методика дриллинга зачастую не отвечает этому требованию. Чтобы доказать это предположение, рассмотрим преимущества и недостатки механической тренировки.

Преимущества приема дриллинга для запоминания иностранных слов:

  • легко контролировать, т.к. существует только один точный правильный ответ;
  • тренировка не только лексических структур, но и правильного ударения и ритма английской речи;
  • развития чувства уверенности в себе;
  • возможность получения мгновенной обратной связи (например, исправление ошибок).

Недостатки приема дриллинга для запоминания иностранных слов:

  • не обеспечивает прочного запоминания лексики;
  • вызывает у детей скуку, потерю интереса и мотивации к изучению языка;
  • может использоваться ограниченное количество времени в качестве разминки или перехода к другим видам упражнений;
  • приучает ребенка думать «по заданному шаблону»;
  • не развивает такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость;
  • не способствует вовлечению ученика в учебно-познавательную деятельность.

Из вышеприведенных доводов можно сделать вывод, что техника механического заучивания не может обеспечить достаточно быстрое и прочное запоминание лексики.
Следовательно, для того, чтобы сделать повторения более разнообразными, перед учениками нужно поставить новую учебную задачу. Не секрет, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. В последнее время внимание педагогов и психологов все больше приковывают методы и приемы мнемоники или мнемотехники. Мнемотехника (mnemonic - помогающий запоминанию) опирается на три естественных закона: впечатление, повторение, ассоциация [7;4].

Значит, для запоминания необходимо: получить полноценное, яркое впечатление о том, что хочется удержать в памяти; осмысленно повторять новые слова с учетом уже имеющейся информации; умение осмыслить и создать четкую ассоциацию новому слову [7;3-14].

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприёмы разгружают информацию, делая новый материал «легкоусвояемым».

Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока, а также за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, которые являются непосредственными составляющими интереса школьника.

Итак, рассмотрим, как реализуются приемы мнемотехники на конкретном примере. Согласно УМК под редакцией И. Н. Верещагиной и О. В. Афанасьевой О. В. «English» для 3 класса, одной из лексических тем на данной ступени обучения является тема «Pets and other animals» (Домашние питомцы и другие животные). В рамках данного раздела детям предлагается запомнить несколько слов и выражений: clever, big, a pet, a fox, a fish, a cow, a pig, a rat, a bat, a dog, a tusk, a tiger, a sheep, a parrot, a frog, a dove, a snake, a snail и другие.

Заучивание и тренировку данных лексических единиц можно осуществить различными способами.

1) Проговаривание вслух будет эффективным, если слова или строки рифмуются.

Эта техника также содержит элементы художественной ассоциации. В этом способе рекомендуется применять краткие стихи-договорки, рифмовки и пословицы:

Пудель, такса и бульдог,
Называются все - dog.

Отчего корова, cow
Молоко давать не стала?

Овечка по лужку бежит
Овечку называют sheep.

Parrot в клеточке сидит,
и всё время говорит.

На более поздней стадии отработки слов можно попросить обучающихся написать свои собственные четверостишия.

2) Работа над зрительным образом слова: для этого нам понадобится доска и маркеры.

В этой технике используются мнемонические способы запоминания - snake (вместо буквы «s» рисуем змею), frog (вместо буквы «о» рисуем лягушку), dove (вместо буквы «v» рисуем летящую птицу), snail (вместо буквы «а» рисуем улитку).

3) Метод фонетических ассоциаций (далее - МФА) или «Key-word method» был впервые применен профессором Стенфордского Университета Ричардом Аткинсоном.

Он предполагает подбор ассоциации к звучанию, а не к написанию слова. Для того чтобы создать фонетическую ассоциацию, необходимо следовать определенному алгоритму

При чем, чем более яркую и нелепую ассоциацию удастся создать, тем лучше запомнится слово или фраза.

Этапы создания фонетической ассоциации

  1. Прочитать вслух по транскрипции иностранное слово несколько раз, обращая внимание на его звучание dog [dɔg]
  2. Подобрать русское слово (слова), в котором бы четко слышались звуки иностранного слова ДОКтор
  3. Ознакомиться с переводом слова dog - это собака
  4. Придумать предложение из созвучного слова и перевода. Хорошо, если предложение будет смешным, веселым, т.е. необычным Собака - лучший ДОКтор
  5. Представь картинку к этому рассказу и нарисуй ее. Если не можешь нарисовать, опиши словами.

Этот метод незаменим в условиях нехватки времени, при подготовке к экзамену, т.е. в любой ситуации, когда за небольшой промежуток времени надо запомнить большое количество слов. Таким образом, можно запомнить 30-50 слов в день.

Ниже представлены примеры МФА по теме «Домашние питомцы и другие животные»

Примеры фонетических ассоциаций по теме «Pets and other animals».

  • Tiger [ʹtaɪgə] - тигр Тайга дом ТИГРа
  • Tusk [tʌsk] - клык, бивень ТАСКает слон стволы на бивнях
  • clever [ʹklevə] - умный Умный гном сажает КЛЕВЕР
  • fish [fɪʃ] - рыба У рыбки море фишек
  • sheep [ʃɪ:p] - овца Овца не ест шипы

4) Хороший результат может дать и метод запоминания при помощи фонематической классификации.

В английском языке имеются односложные и двусложные слова. Среди данных слов выделяются группы слов, отличающиеся между собой всего одним звуком. Стоит изменить всего один звук и смысл слова меняется:

  1. Меняются крайние согласные, а гласный не меняется. Например: fox- box; rat – cat, cat - mat, bat - sat, pig - big, dog - fog, parrot - carrot.
  2. Крайние согласные остаются неизменными, а корневая гласная меняется. Например: big – bag; pet - pat, fox – fix.

5) Составление карт памяти (mind-maps) помогает заучивать слова по темам или подтемам.

Как видно из рисунка, в итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом.

Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов запомнится уже по ходу составления схемы, остальные будут освоены, если стараться воспроизводить схему по памяти.

Средства ИКТ облегчают работу учителя и обучающегося по составлению mind-map, т.к. мыслительную карту можно создать и сохранить при помощи специальных сайтах сети Интернет.

6) Написание короткого текста-истории на английском языке.

Этот способ помогает не только запомнить новые слова, но и перевести старые слова из пассивного словарного запаса в активный. Недостатком метода является то, что лучше использовать слова по одной тематике или близким темам.

Попробуем включить в нашу историю большинство из предъявленных слов по теме «Pets and other animals»: There is a clever dog sitting in the tree near the tiger with big tusks. On the cow the parrot is sitting and talking all the time. It is talking to other pets - a pig, a sheep and a fish - and singing funny songs. But the good friends the rat and the bat don’t like its singing, they are sleeping. A fox is very hungry and ready to hunt snakes, frogs, doves and snails. So the snake is running away very fast, and the snail is crawling away very slowly.

Разумеется, вышеизложенные техники не отражают всю палитру мнемонических приемов, используемых для запоминания иностранных слов. Однако они задают верное направление для пополнения словарного запаса обучающегося с любым уровнем владения языком.

Все вышеизложенные идеи находятся на стадии разработки. Ожидаемые результаты предполагают развитие способностей к запоминанию иностранных слов, и, как следствие, повышение уровня владения лексикой, как в устном, так и в письменном аспекте.

Для оценивания результатов необходимо разработать схему оценивания, которая включает:

  • диагностическую карту учителя;
  • материалы для индивидуального анкетирования обучающихся 3х классов до и после систематического применения мнемонических приемов для запоминания иностранных слов;
  • более глубокая оценка эффективности данных технологий может быть получена в ходе зачетных сессий за I и II полугодие по пройденным тематикам.

Таким образом, для получения результатов нашего исследования будут использованы научно-прикладные (экспериментальные) и социологические методы исследования.

Выводы:

  • при изучении языка не следует мыслить шаблонно - опираться на привычку, на общепринятую логику, на стандартное восприятие мира;
  • согласно ФГОС, задача учителя в рамках системно-деятельностного подхода - предоставить обучающимся возможность понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, и формирование навыков к применению этих знаний в нестандартных условиях;
  • существующие техники запоминания иностранных слов, основанные на многократном повторении, не отвечают данным требованиям, а, значит, должны использоваться в сочетании с мнемоническими приемами, предполагающими развитие наглядно-образного мышления младших школьников;
  • наиболее интересными и эффективными нам представляются техники составления рассказа, мыслительных карт, метод фонетических ассоциаций, метод фонематических классификаций и другие. Ожидаемые результаты после реализации этих техник должны превосходить уровень запоминания слов при помощи механического заучивания.

Список использованной литературы:

  1. Примерные основная образовательная программа начального общего образования - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227/10.07.20-Примерная_программа_НОО.pdf;
  2. Верещагина И. Н. Английский языку 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений и школ с углублен. изучением англ. яз. В 2 ч./ И. Н. Верещагина, О. В. Афанасьева, - М.: Просвещение, 2013. - 160 с.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. (Память и ее развитие в детском возрасте: 381-395.)
  4. Зиганов М. А., Козаренко В. А., Семин А. М. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального эффекта). М.: изд-во «Образование».- 2002.- 144 с.
  5. Ивасюк О. С., Шавкунова Л. В. Применение техники дриллинга при обучении ведению радиотелефонной связи на английском языке // Современные технологии обучения иностранным языкам: междунар. научн.-практич. конфер.: сборн. научн.трудов / отв. ред. Н. С. Шарафутдинова. - Ульяновск: УлГТУ, 2011.-200 с.
  6. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов.- Д.: «изд-во Сталкер», К.- издательство «ЗАО "НКП", 2005.-304с.
  7. Лавренюк Л. В. Простые и эффективные способы запоминания английских слов.- Донецк: ОАО «Агентство Мультипресс».-2006.-288 с.
  8. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общая психология – 496 с.
  9. Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит// Введение в психологию.-13-е изд.- 2000.- 700 с.
  10. Drilling Teaching English for Foreign Language https://teffl.wordpress.com/2010/06/13/drilling/ посещение 31.03.16 20:27
  11. Афанасьева О. С. Приемы запоминания английской лексики. Учительский портал.- http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2800 посещение 31.03.16 23:00
  12. http://studopedia.org/4-121425.html
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены