РАЗРАБОТКИ
|
Методические приёмы контроля процесса и результатов учебной деятельности обучающихся на уроках технологии в 5 классе в рамках ФГОС ООО.Агеев Олег Владимирович В ходе любого урока важно контролировать процесс и результаты учебной деятельности обучающихся для того, чтобы выяснить степень эффективности усвоения знаний и затруднения, возникающие в ходе их усвоения. Каждый обучающийся превращается в важный составляющий элемент целостной цепочки «оркестра», а учитель дирижирует, используя определённые методические шаги, предоставляет обучающимся самим активно участвовать в этом процессе и проявлять сильные и слабые стороны учебной деятельности и её результатов. В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые методические приёмы, которые учитель технологии может использовать при проведении занятий в 5 классах на этапе контроля процесса и результатов учебной деятельности обучающихся при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов».
1. Учитель спрашивает обучающихся по цепочке. Данный методический приём можно применять в случае, когда требуется дать подробный ответ на вопрос. Учитель спрашивает первого обучающегося, он начинает отвечать, затем в любом месте ответа учитель может прервать рассказ обучающегося и продолжить ответ должен следующий по цепочке. Такой способ опроса способствует повышению внимания со стороны всех обучающихся, поскольку им необходимо внимательно слушать ответ своего товарища и суметь продолжить его с определённого момента. Безусловно, каждый обучающийся должен хорошо знать материал опроса, иначе при передаче ему слова цепочка ответов может временно прекратиться, а это будет означать наличие пробелов в знаниях некоторых обучающихся, которые следует устранять сразу же в процессе обсуждения и, по возможности, поработать индивидуально с отстающими. Затем можно снова повторить подобный опрос с укороченной цепочкой отвечающих, у которых были выявлены недочёты и незнания некоторых моментов темы. Например, при изучении темы «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» можно получить подробные развёрнутые ответы при обсуждении вопросов о строении древесины, лиственных и хвойных породах, пиломатериалах и древесных материалах, так как обучающиеся в данном случае могут опираться на ранее полученные знания из «Окружающего мира» и своего жизненного опыта, а также знания, полученные в ходе данного урока. 2. «Выбери правильный ответ». Учитель, задавая вопрос обучающимся, предлагает им несколько вариантов ответов на него. Задача обучающихся заключается в выборе правильного ответа. Например, при изучении темы «Графическое изображение деталей и изделий» учитель может предложить вопросы: - В каких единицах проставляются размеры изображения на чертежах? а) в см; (Ответ: б) в мм); - Приведите примеры масштабов уменьшения? а) М 2:1; М 4:1; (Ответ: в) М 1:2; М 1:4); - Каково назначение штриховой линии на чертеже? а) линия обрыва; (Ответ: г) линия невидимого контура)
3. «Выбери верное утверждение». Учитель предлагает обучающимся утверждение, а они должны сказать верно оно или нет. Например, при изучении темы «Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины» учитель может предложить обучающимся следующие утверждения:
4. «Опрос полушёпотом». Учитель вызывает к себе одного или нескольких обучающихся и беседует с ними полушёпотом, в то время, как остальные ребята заняты выполнением других заданий. В ходе такого опроса выявляется независимая оценка деятельности отдельного обучающегося. Опрос проводится параллельно с другой деятельностью, не нарушая её ход.
5. «На какую оценку вы рассчитываете?» Обучающиеся самостоятельно высказывают учителю степень своей подготовки по данной теме урока: кто-то готов на «5», кто-то – на «4», а кто-то считает, что материал им усвоен на «3». Последующий опрос позволяет выявить степень соответствия предпочтений обучающихся реальному результату усвоения учебной деятельности. В случае совпадения можно говорить о правильной самооценке деятельности обучающихся на уроке. В противном случае можно констатировать факт заниженной или завышенной самооценки.
6. «Блиц-опрос». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, а обучающиеся должны дать как можно больше правильных ответов на них. Вариантов такого метода может быть несколько.
Например, при изучении темы «Выпиливание лобзиком», блиц-опрос может содержать следующие вопросы:
Критерии оценки могут быть такими:
7. «Выборочный контроль ответов». Учитель может проверить правильность выполнения различных заданий обучающимися выборочно. При такой работе все обучающиеся заинтересованы в своевременном выполнении заданий, потому что случайный выбор учителя может выпасть на кого угодно из них. Конечно, при таком методе, не следует оставлять без внимания работы обучающихся, на которых «не выпал выбор учителя», но которые самостоятельно пожелали их продемонстрировать.
8. «Тема в трёх предложениях». Учитель ставит перед обучающимися задачу, заключающуюся в том, чтобы в трёх предложениях передать содержание темы урока. Например, при изучении темы «Строгание заготовок из древесины» три предложения могут быть следующими:
9. «Три в одном». Учитель вызывает к доске трёх обучающихся, один из которых отвечает на вопрос, второй добавляет или исправляет ответ первого, а третий комментирует ответы первых двух. Обязанности среди обучающихся распределяет либо учитель, либо сами отвечающие. Затем учитель приглашает к доске следующую тройку обучающихся и так далее.
Список использованных печатных источников
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены