РАЗРАБОТКИ
|
Методические приёмы на этапе усвоения новых знаний и способов действия на уроках технологии в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО.Агеев Олег Владимирович Если при проведении традиционных уроков учитель сообщал обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы прийти к намеченной цели, то при проведении занятий по ФГОС подход совершенно иной. Теперь сами обучающиеся должны планировать и выбирать способы достижения намеченных целей, а учитель лишь координирует их действия, направляя их в нужную сторону. В данной статье предлагаю рассмотреть некоторые методические приёмы, которые учитель технологии может использовать при проведении занятий в 5 классах на этапе усвоения новых знаний и способов действия при изучении раздела «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов». 1. Тема урока: «Графическое изображение деталей и изделий» Можно провести часть урока в виде «пресс-конференции», где учитель выступает в роли пресс-секретаря, а обучающиеся выполняют роли журналистов. Учитель заведомо неполно раскрывает тему урока, а обучающиеся-журналисты должны поднимать руку и задавать вопросы, способствующие полному раскрытию темы. Перед пресс-конференцией необходимо нацелить обучающихся на то, чтобы они задавали любые вопросы по теме, которые им на данном этапе непонятны, поскольку у них отсутствует навык журналистской работы, и материал, изучаемый на уроке, для них новый. При таком подходе велика вероятность того, что обучающиеся зададут правильный вопрос. Если нет, то учитель должен подвести их к этому или сменой интонации, или паузами и так далее. Учитель: Эскиз – это изображение, выполненное от руки с указанием размеров… Технический рисунок так же, как и эскиз, выполняют без чертёжных инструментов… Обучающиеся: А в чём тогда разница между эскизом и техническим рисунком? Учитель: эскиз – плоское изображение, технический рисунок - объёмное изображение. Далее, рассказывая про линии чертежа, учитель может сказать следующее: «Линия невидимого контура изображается штриховой линией. Толщина линии в два раза тоньше основной. Изобразите её…» Обучающиеся: А расстояние между штрихами любое или какое-то определённое? Учитель: Длина штрихов 2…8 мм, расстояние между штрихами 1…2 мм. Обучающиеся: А какое нам взять расстояние и почему такой разброс значений? Учитель: Вам достаточно взять минимальный размер. Чем больше размер детали, изображённой на чертеже, тем большие значения размеров линий нужно брать. Так чертёж будет смотреться красивее, да и вычерчивать маленькие 2 мм штрихи на большом листе Ватмана не совсем удобно и долго. Затем, когда речь заходит о масштабе, учитель сообщает: «Масштаб показывает, во сколько раз размеры детали на чертеже уменьшены или увеличены в сравнении с натуральными размерами». Обучающиеся: А что такое натуральный размер и как он обозначается? Учитель: Натуральный размер – это реальный размер детали, обозначается он М 1:1. Обучающиеся: А какие масштабы уменьшения и увеличения существуют и как они обозначаются? Учитель: Масштабы для увеличения – М 2:1, М 4:1 и так далее, масштабы для уменьшения – М 1:2, М 1:4 и так далее. В ходе подобной пресс-конференции обучающиеся получают новые знания и получают их сами, задавая вопросы учителю. Проведение подобных мероприятий способствует формированию у обучающихся умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания, добиваться полного усвоения материала в рамках урока, но требует от них повышенного внимания к рассматриваемой на данном этапе урока проблеме. 2. Тема урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» Обучающиеся делятся на две группы. Одна получает карточки с вопросами, другая – карточки с правильными ответами. Задача обучающегося с карточкой-вопросом найти соответствующего обучающегося с карточкой, на которой записан правильный ответ на данный вопрос. Такая поисковая методика способствует формированию у обучающихся способности правильно оценивать ситуацию, используя свои знания и жизненный опыт и отбрасывая лишнее, ненужное. 1. Вопрос: Что такое древесина? Ответ: Природный конструкционный материал. 2. Вопрос: Какие породы деревьев лиственные? Ответ: Дуб, берёза, липа, осина, бук. 3. Вопрос: Какие породы деревьев хвойные? Ответ: Лиственница, ель, сосна, кедр. 4. Вопрос: Что такое текстура? Ответ: Рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон. 5. Вопрос: Единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Ответ: Лиственница. 6. Вопрос: Приведите примеры пиломатериалов. Ответ: Доски обрезные, доски необрезные, брусья, бруски, горбыли, пластины, четвертины. 7. Вопрос: Приведите примеры древесных материалов. Ответ: Шпон, фанера, ДВП, ДСП. 8. Вопрос: Пиломатериал, получаемый при распиливании бревна вдоль пополам. Ответ: Пластина. 9. Вопрос: Как называется четвёртая часть бревна? Ответ: Четвертина. 10. Вопрос: Древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Ответ: Фанера. 11. Вопрос: Как можно определить возраст спиленного дерева? Ответ: Годичные кольца. 12. Вопрос: Как называется внутренний слой коры, который проводит по стволу от корней до листьев питательные вещества? Ответ: Луб. По завершению поиска обучающиеся с вопросами запоминают обучающихся с правильными ответами. При поиске ответов обучающимся необходимо будет перемещаться по классу. Учителю необходимо организованно подойти к этому этапу. Затем обсуждаются результаты работы обучающихся, а соответствующие моменты прорабатываются более подробно. 3. Тема урока: «Пиление заготовок из древесины» Можно поставить перед обучающимися привлекательную, понятную и простую цель, например, найти простой способ распиливания деревянной заготовки под углом 45 или 60 градусов. В ходе занятия обучающиеся приходят к выводу, что для достижения поставленной цели не требуется ни транспортир, ни линейка, а необходимо приспособление, которое называется стусло. Конечно, желательно продемонстрировать преимущество этого способа пиления на практике. 4. Тема урока: «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы» Чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и развить у них интерес к заявленной теме, учитель на данном этапе урока может сообщить им следующие познавательные справочные данные. Учитель: Ствол дерева – не что иное, как множество собранных воедино и натянутых, как струны, длинных клеток-трубок древесины. Эту особенность строения древесины использовал выдающийся советский конструктор Н.В. Никитин (1907 - 1973) при создании Останкинской телебашни в Москве (высота 533 м, масса 55 тыс. т). Её удерживают 150 стальных канатов. [Л1] При изучении лиственных пород учитель может сообщить следующую информацию. Учитель: В дальневосточной тайге растёт так называемая «железная берёза» с очень твёрдой древесиной. Она и по весу напоминает железо: брошенная в воду, сразу же идёт ко дну. Необычайной твёрдостью обладает древесина карельской берёзы. Не зря это дерево называют «чечёткой»: натанцуешься возле него, пока спилишь. [Л1] Эти сведения вызовут, несомненно, удивление у обучающихся и будут стимулировать их работу на уроке, вызывая интерес к изучаемому материалу и способствуя его осознанному усвоению. 5. Тема урока: «Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей». В начале урока учитель может задать обучающимся вопрос-загадку: «Что надо сделать с гвоздём, чтобы при его забивании близко к краю деревянной детали она не раскололась?» В ходе изучения нового материала обучающиеся узнают, что гвоздь у основания имеет конусообразную форму, и неравномерность толщины вызывает раскол. Чтобы избежать раскола, необходимо добиться того, чтобы форма гвоздя была цилиндрической. Для этой цели гвоздь слегка затупляют. Этот методический приём способствует формированию у обучающихся умения анализировать, сопоставлять факты и находить решение поставленной задачи. 6. Практически все занятия на любую тему становятся ярче и привлекательнее для обучающихся, если учитель представляет материал в виде красочной иллюстративной презентации. Такой методический приём развивает информационную грамотность у обучающихся, облегчают процесс восприятия и запоминания информации, способствует, благодаря зрительной памяти и воображению, более качественному усвоению материала. Но для занятий технологии одной презентации мало и необходимо, по возможности, закреплять полученные знания на практике в ходе выполнения практических и лабораторно-практических работ. Список использованных печатных источников.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены