РАЗРАБОТКИ
|
Развитие творческого мышления младших школьников путем составления стихотворных текстовАвтор: Портнягина Наталия Николаевна Основной целью современной школы является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни. Нужно научить детей самостоятельно, критически, творчески мыслить, чтобы они смогли быстрее адаптироваться в современном обществе и ориентироваться в огромном потоке постоянно меняющейся информации. Развитие творческого мышления учащихся способствует умению находить и выделять закономерности в объеме информации, владению навыками систематизации и структурирования информации, способности использовать скрытые ресурсы для решения задачи, формированию навыков генерирования гипотез и способов их проверки, умению видеть, формулировать и разрешать противоречия. Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Американский психолог Джой Пол Гилфорд считал, что творческость мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: беглости, гибкости, оригинальности, точности. 1. Один из видов работы развития творческого мышления младших школьников – это технология составления рифмованных текстов. Для этой работы можно использовать составление лимериков как на русском, так и на родном языках. Перед началом составления рифмованных текстов, надо ознакомить детей с рифмой, научить находить рифмующиеся слова. Для этого организуется игра “Найди рифму”, в которую дети играют с огромным удовольствием. Учитель или ученик называют какое либо слово, остальные находят рифму к этому слову. Дети в младшем школьном возрасте имеют естественную потребность в стихосложении. Для детей этого возраста сочинение веселых, смешных стихотворений - это словесная игра. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы). Такие рифмованные стихи начал сочинять Эдвард Лир, житель ирландского города Лимерик. Он был талантливым художником. Работал книжным иллюстратором. 1846 году выпустил первую книгу под названием “Книга чепухи”. Вскоре этот жанр приобрел популярность. Ознакомив детей с творчеством Эдварда Лира предлагаем анализировать один лимерик Э.Лира. Один старичок из Филей, С помощью наводящих вопросов дети приходят к выводу , что рифмуются между собой 1, 2 и 5 строчки, 3 и 4 строчки тоже рифмуются и получают формулу лимериков: ААВВА Чтобы определить модель лимерика ставят вопросы к строчкам лимерика. Один старичок из Филей, Получили модель лимерика:
В первых порах можно организовать коллективное сочинение лимериков. Находят рифмующиеся слова, затем с помощью моделя сочиняют лимерик. Далее начинается самостоятельная или групповая работа по созданию лимериков с помощью полученного моделя. Объект может задать учитель или выбирают сами дети. Перед вами лимерики, составленные моими учениками. Жил трудяга муравей Жил-был гриб, На горе жил Вулкан Синквейн – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться и в России в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, используется в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе: его слоговая структура 2-4-6-8-2 всего 22 слога.
Составление синквейна – это форма свободного творчества. В подготовительный период работы по составлению синквейнов организую игру “Найди пару”, где дети находят признаки и действия заданных предметов. Темы для синквейнов могут быть разные: предлагает учитель или находят дети сами. Четкое соблюдение слоговой структуры и правил написания синквейна не обязательно. Мама. Телефон. Весна. 3. Для активизации и развитии мыслительной деятельности учащихся знакомлю детей с хокку (хайку). Хокку (хайку) – традиционный жанр японской поэзии, представляющий собой трехстишие в 17 слогов (5-7-5). Одним из самых известных представителей жанра был и до сих остается Мацуо Басё. Хайку пишется только в настоящем времени и не имеет названия. Искусство написания хайку – это умение в трех строках описать момент. Сказать много, используя лишь немного слов – главный принцип хайку. Современное хайку, написанные на европейских языках обычно короче 17–ти слогов, тогда как русские хайку могут быть даже длиннее. Хайку, написанные детьми на родном языке, получаются еще длиннее. Поэтому при составлении хайку допускаю отступление от нормы слогового состава. Главное – в момент составления хайку активизируется и развивается мыслительная деятельность. Предлагаю вашему вниманию некоторые коллективные и авторские подражания хайку своих учеников: На окошке мороз В ночном небе луна На подоконнике перец Во дворе котята Халлааҥҥа былыттар Ороҥҥо сытар сыттык Составление стихотворных текстов повышают самооценку, вдохновляют, окрыляют их на еще более высокие достижения, развивают творческую и интеллектуальную активность учащихся. По итогам данной работы можно выпустить иллюстрированный сборник, составленный авторскими стишками учащихся. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены