РАЗРАБОТКИ
|
Системно-деятельностный подход в образованииДаммерт Людмила Николаевна ПРЕДПОСЫЛКИ Вся история советского школьного образования показывает, что главной ценностью образования, помимо формирования системы взглядов, были знания, составляющие основу многих наук, а результатом – правильная демонстрация этих знаний на экзамене. Такой подход гармонично вписывался в общественно-государственный уклад – после школы и ВУЗА молодой человек без усилий попадал путем распределения в рабочий коллектив, где опытные коллеги учили (не могли не учить!) его выполнять те или иные функции – работать на станке, выполнять чертежи, производить расчеты, вести планерки, руководить коллективом и т.д. Со временем развивались необходимые навыки и умения, а школьные уроки переходил в разряд ностальгических воспоминаний. Таким образом, школьное образование слабо влияло на практическую, деятельную ценность большинства выпускников, не обеспечивая их инструментами использования полученной системой знаний в дальнейшей жизни. Как пользуются школьными знаниями современные выпускники российских школ? Как и раньше, лишь во время экзаменов или все чаще применяют их за пределами школьных стен? Как оценить успех системы образования: по результатам ЕГЭ или по числу успешных в жизни молодых людей, сумевших найти себя в профессии, создать счастливую семью? Современные исследования и сейчас подтверждают превосходство российских школьников в части знаний – эта сторона образования не пропала, школьники успешно выполняют задания, связанные с предметными знаниями. Но когда речь заходит о заданиях, где для достижения результата необходимо оперировать знаниями, данными, анализировать их, делать выводы и давать прогнозы, результаты российских школьников неизменно оказываются ниже учеников других высокоразвитых государств. Не секрет, что современное общество резко отличается от эпохи СССР с его плановой экономикой и социальной стабильностью. Однако, школьный урок остался практически единственным инструментом обучения в школе. Да и сам урок мало в чем претерпел изменения: учебные программы меняются, учебники переписываются, а урок и подготовка учителей остаются на тех же самых принципах, какие главенствовали в школе 60-70-х годах прошлого века. Разные понятия изучаются на разных предметных уроках, где и происходит контроль за усвоением. Однако, на уроке по другому предмету лишь подразумевается, что учащийся будет применять полученные «по соседству» знания. И если он этого не делает, то «виновным» считается сам ученик. Но таких учеников так много, что впору задаться вопросом: «почему с ростом суммы знаний не растет компетентность учащихся?». А тем временем вся практическая ситуация требует от молодых людей навыков и умений, начиная от способности с первых дней эффективно учиться выбранной профессии и заканчивая выстраиванием позитивных отношения с другими людьми, осознанием своих потребностей и реальных жизненных целей. ОСНОВЫ СДП Системно-деятельностный подход – это учебный процесс, в котором приоритет отдан активной познавательной деятельности школьника. При этом используются различные приемы и формы обучения, сфокусированные на максимальной самостоятельности учащегося. Главное противопоставление традиционному процессу – учить, «что делать со знаниями» и как делать, а не только «что знать». Результаты системно-деятельностного подхода:
Таким образом, из пассивного потребителя знаний, ученик становится активным и весьма самостоятельным звеном образовательного процесса, а понятие «деятельность» становится ключевой категорией обучения. Такой подход не является чем-то новым, возникшим сиюминутно. Его основу легко увидеть в культурно-исторической теории отечественного ученого и психолога Выготского Л.С. Теория нашла практическое воплощение в работах и методических разработках учеников Льва Семеновича: П. Я. Гальперина, А. Г. Асмолова и многих других. Ранее идею «учения через деятельность» высказывал американский ученый Дьюи, в числе основных принципов он указывал:
На практике системно-деятельностный подход реализуется через соблюдение ряда принципов.
Так же глубоко отличаются в СДП этапы оценки, коррекции и выдачи домашнего задания. Поскольку СДП ставит своей целью максимальную и безболезненную интеграцию ученика по достижению определенного возраста во взрослую жизнь, то объектом главного внимания этого метода является область потенциальных возможностей, т.е. зона ближайшего развития ребенка. С одной стороны, в этой зоне находится все более эффективное взаимодействие ученика со взрослыми людьми, но одновременно продуктом этого взаимодействия выступает новый, более эффективный уровень решения учебных задач. Т.е. речь идет о непрерывном и всестороннем развитии личности ученика. Чтобы дать возможность учащимся «нащупать» эту зону ближайшего развития, учитель не берет на себя роль транслятора новой информации, а ставит перед учениками вопросы и лишь методически руководит поиском учеников ответов на них. Деятельность же школьников направлена на использование в этих рамках не только ранее полученных знаний и умений, но и привлечение дополнительных источников: энциклопедий, справочников, словарей и т.д. В отличие от традиционного, системно-деятельностный подход нуждается и строится на познавательном мотиве (желания узнать и научиться что-то делать) у учеников. Но еще более важной задачей СДП является создание условий, при которых ученики будут использовать содержание и результаты обучения как в решении значимых жизненных задач, так и в повседневной жизни (коммуникации, бытовые задачи, отчасти хобби). НЕКОТОРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ СДП
Одной из новых, позволяющих добиться значительных результатов в развитии личности ребенка, является технология проектной деятельности, предполагающая рост компетенций автора на каждом этапе проекта. Т.е. сам ученик становится «продуктом» своего же проекта. Можно сказать, что главный тезис проектного метода хорошо согласуется с логикой СДП: «все, что я познаю, я знаю, для чего это нужно мне, где и как я могу применить эти знания». Несмотря на ограничения начальной школы, накладываемые на проектную деятельность в силу возраста детей, первые проекты ученики могут и должны делать именно в начальных классах. Эти проекты, несмотря на кажущуюся легкость и даже несерьезность, помогут ребенку сформировать адекватную самооценку, научат его размышлять и прогнозировать. Ведь именно в этот период в человеке закладываются основы значимых ценностных установок и личных качеств, а, значит, проектный метод обязан использоваться здесь в силу своей эффективности и преимуществ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Самостоятельное мышление и способность анализировать, умение связно высказываться, строить гипотезы и отстаивать свою точку зрения, представление о границах собственного знания и незнания – вот черты выпускника начальной школы, к которым следует стремиться. И новая роль «исследователя» в системно-деятельностном подходе заинтересует детей в учебном процессе, который в свою очередь станет процессом активного познания. Новые цели в системе образования неизбежно изменяют всю методическую составляющую подготовки и деятельности учителей. Одно из этих изменений – системно-деятельностный подход – т.е. переход от объяснительного способа обучения к деятельностному, где ученик становится активной частью, субъектом учебной деятельности.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Как подготовить ребенка к экзамену по английскому Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Развитие речи у детей в возрасте от 1,5 месяцев до 3 лет Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка Собрание родителей будущих первоклассников "Ребенок идет в 1 класс" |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены