РАЗРАБОТКИ
|
Приёмы деятельности, адекватные уроку в компетентностном режиме в соответствии с ФГОС второго поколения.Автор: Конышева Елена Александровна В докладе Госсовета РФ «Об образовательной России на современном этапе» говорится: «развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за её социально – экономическое процветание» Очевидно, что в этом отчётливо представленном социальном заказе говорится преимущественно о деятельно – творческом аспекте образованности, тогда как существующее предметно – знаниевое образование может в лучшем случае обеспечить реализацию ориентировочного компонента творческой активности, но не более того. Я понимаю, что перед учителями поставлена задача: модернизировать образование на компетентностной основе. Образование на компетентностной основе. В этом подходе отражён такой вид содержания образования, который не сводится только к знаниево – ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых ( то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметные знания при этом ни в коем случае не должны исчезнуть из структуры образованности, они должно выполнять в ней подчинённую, ориентированную роль. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях:
Безусловно, научить поведению в подобных ситуациях невозможно. К тому же и термин «научить» в строгом смысле здесь не вполне приемлем. По мнению учёного Эльконина, в рамках компетентностного подхода надо строить и заранее задавать «ситуации включения». Слово «включение», употребляемое им, означает оценку ситуации, проектирование действий и отношений, которые требуют тех или иных решений. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное отношение и межкультурное общение с носителями языка. Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира На своих уроках с помощью различных приёмов деятельности мы вырабатываем у учащихся:
Чтобы сконструировать урок в компетентностном режиме, безусловно, каждый учитель продумывает формы деятельности, адекватные данному уроку. Такие формы, где более активную позицию занимают дети, а не учитель, то есть на передний план выдвигается активная деятельность учащихся. В ходе планирования урока учитель продумывает не только ЧТО мы делаем на уроке, а главное: КАК мы это делаем. Таким образом, все приёмы, касающиеся предъявления ученику готового материала на уроке иностранного языка в компетентностном режиме, исключаются. Либо эти приёмы модернизируются, а именно: исключается предъявление учащимся готового знания, а также происходит подробное резюмирование учителем каждого отдельно законченного этапа изложения нового материала и сопровождение обобщённых выводов учителя приведением конкретных примеров. Здесь мы, учителя, должны подвести ученика к возможности ему самому приводить эти примеры и сами должны делать выводы. Мы можем использовать в крайнем случае намёк – подсказку, содержащую готовую информацию. Репродуктивные методы обучения на уроке в компетентностном режиме малозначительны. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, не позволяя в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; Приёмы, соответствующие методу проблемного изложения – это те, которые адекватны уроку в компетентностном режиме, а именно:
Частично-поисковый метод наиболее значителен для урока в компетентностном режиме. Здесь используются приёмы, мотивирующие учащихся на деятельность. Это:
Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое задание», кем – то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного задания». Подразумевается, что ученик сам формулирует понятия, необходимые для решения проблемы. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико – преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Так, приёмы, адекватные исследовательскому методу обучения, могут быть применимы на уроке в компетентностном режиме. Это
Природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является скорее следствием саморазвития ученика. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены