РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Информационно-образовательная среда в условиях внедрения ФГОС

Патрушева Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов.

«Послушай – и ты узнаешь.
Посмотри – и ты поймёшь.
Сделай и ты научишься»,
Китайская мудрость

Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества.

Цель образования формируется:

  • Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства;
  • Широким внедрением ИКТ – технологий во все сферы жизни.

Ежедневно человек сталкивается с новой информацией: анализирует, перерабатывает, создает. Количество информации каждые 10 лет удваивается. Такой рост требует формирования умения работать с информацией, учиться её находить, выбирать главное и использовать с максимальной пользой. Таким требованиям, к сожалению, не всегда отвечает учебник по тому или иному предмету. Поэтому нужны новые, современные информационные и коммуникационные технологии. Иными словами, информационно – образовательная среда (ИОС).

ИОС - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.

Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию:

  • Стремительный рост информационно-ресурсной базы;
  • Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
  • Мобильность;
  • Интерактивность;
  • Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений;
  • Интерактивность;

Сегодня мы учим детей, которые будут работать по специальностям, которых ещё нет, а значит, мы должны владеть ИКТ.

Педагогический потенциал ИОС:

  • Делает процесс образования индивидуальным;
  • Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;
  • Ориентация на самообразование;
  • Создание ситуации успешности для учащихся;
  • Возможность обеспечения деятельностного подхода;
  • Процесс обучения более интенсивен;
  • Социализация учащихся;
  • Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
  • Разноуровневость содержания образовательного процесса;

В своей практике я использую следующие учебные ситуации с применением ИКТ:

  • Проведение уроков с помощью инреактивной доски, мультимедийного проектора, в частности «Уроки Кирилла и Мефодия» - обучение грамоте, окружающий мир;
  • Просмотр видеороликов, видеофильмов, анимации при изучении нового материала и закреплении пройденного;
  • Использование возможностей компьютерных программ для отслеживания результатов учебной деятельности;
  • Электронные тренажеры;
  • Словарная работа;
  • Использование учебных заданий для самопроверки;
  • Работа с цифровым оборудованием;
  • Устное выступление в сопровождении аудио – и видеоподдержки
  • Общение в цифровой среде (электронная почта, сайт);
  • Работа над презентацией;

Хочу более подробно рассказать об одном из направлений новой информационной образовательной среды в работе с родителями – создание собственного сайта класса.

Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). Такое определение дает электронная энциклопедия Википедия.

Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Значит, первый класс серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы семейного воспитания.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и, вместе искать пути и способы их решения.

Поэтому, взяв с курсов по ИКТ некоторую информацию, решила создать сайт, который стал бы моим помощником в работе с родителями, помог установить обратную связь. Работая над сайтом, я в первую очередь хочу помочь родителям сориентироваться в учебном процессе, сообщать о предстоящих планах, изменениях, более подробно рассказать о том, как подготовиться к тому или иному мероприятию, что нового узнали на уроках, на что следует обратить внимание родителей при занятиях с детьми.

Screen – фото странички сайта.

На сайте представлены следующие темы и рубрики:

  • Главная страница: («Внимание, конкурс!», «Готовимся к празднику» в этих темах размещена информация о предстоящем празднике и что нужно подготовить)
  • Ближайшие планы (в этой теме размещена информация, касающаяся предстоящих экскурсий, олимпиад, праздников, каникул)
  • Ваше мнение (обмен мнением о работе сайта)
  • Вести с уроков (Информация о прохождении тем, на что следует обратить внимание при изучении темы, итоги работ, ссылки на электронные тренажеры и игры, образцы самостоятельных и контрольных работ, информация к условным обозначениям в учебниках и прописях и другая полезная информация, относящаяся к урокам)
  • Для вас, родители («25 книг для чтения», «Портфолио ученика», «Как правильно оформить запись в тетради», «Что должен знать ребёнок, заканчивая 1 класс», "Коротко о разном" (интересные исследования в области воспитания), советы по воспитанию, как подготовить ребенка к новому учебному году, положение о школьной форме, санитарные требования к учебному процессу и т.д.). В этом разделе родители могут получить информацию по всем вопросам, касающимся организации учебного процесса.
  • Детская страничка ( ссылки на сайты, где можно найти нужную и полезную информацию, а также на мультфильмы, игры)
  • Поздравляем (Название говорит само за себя: поздравления с победами, достижениями)
  • Расписание уроков и звонков
  • Спасибо (Слова благодарности родителям);
  • Фото и видеоальбом (Фотографии с праздников, экскурсий, видеоролик с праздника).

В каждой теме, каждом сообщении есть возможность родителям оставить комментарии, задать вопрос.

Большая часть родителей ежедневно заходят на сайт. Просматриваются все темы ( на некоторых страницах есть счётчики посещений), добавляются фотографии.

Сайт - это оперативное информирование родителей об изменениях в учебном процессе, получение ответов на волнующие вопросы. Безусловно, это новый способ общения с родителями и пока связь в большей мере осуществляется в одностороннем порядке, но, я думаю, ситуация со временем изменится: родители станут активнее высказывать своё мнение, активнее принимать участие в обсуждении интересующих их тем.

Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать их более эффективными, а так же способствуют творческому развитию как учащихся, так и учителя.

Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.

Во многом именно от учителя зависит, каким будет ребёнок – будущее страны. А это значит, что учитель должен быть в одном ряду с развивающимся обществом, должен уметь и знать, как научить того, за кого в ответе. Именно поэтому овладение учителем современными образовательными технологиями – важный этап в педагогической деятельности.

Однако, давайте не будем забывать, что ни одна современная техника не заменит живого общения. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка, родителя и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью.

Библиографический список:

  1. Долинер Л.И., Шпарута Н.В., Волкова И.А., Сероштанова Н.Ю. Информационная образовательная среда школы: создание и развитие [ Текст ]: метод. рекомендации / М-во образования Свердл. Обл., Ин-т развития образования, Каф. информ. технологий в образовании. Екатеринбург: ИРРО, 2011.
  2. http://nachalka1-4.ucoz.ru/ "Школьная планета знаний"
  3. http://www.menobr.ru/about/ "Менеджер образования"
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены