РАЗРАБОТКИ
|
Изменения в системе дополнительного образования в условиях введения ФГОС.Автор: Сазонова Елена Вячеславовна Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения. Впервые в документах федерального уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. Теперь в задачи школы входит привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности – все это называется внеурочной деятельностью. Между тем, представляется более целесообразным сохранить дополнительное образование в общеобразовательном учреждении (школьное дополнительное образование). Тогда гармонично соединились бы три равнозначные сферы: учебная, внеурочная деятельность и дополнительное образование. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы, проблемы интеграции основного и дополнительного образования. В чем различие внеурочной деятельности и дополнительного образования? Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей? Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей имеют много общего, например, обе сферы ориентированы на развитие личности ребенка, направление деятельности (художественные, спортивные, досуговые и др.), формы организации (кружки, секции, клубы, факультативные и индивидуальные занятия, элективные курсы …), обе сферы связаны с учебным процессом и социально-культурной деятельностью школы. Однако есть и существенные различия внеурочной деятельности и школьного дополнительного образования. Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы (углубления и расширения знаний в определенных областях, должна расширять и дополнять предметы учебного плана). Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Дополнительное образование, во-первых, стимулирует школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным предметам на реализацию своих способностей на более высоком уровне; и, во-вторых – компенсирует отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, переплетается с ним и разъединять их нельзя. Интеграция общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований. Конечно, возникает вопрос: с чего начать? каким образом изменить систему дополнительного образования? Обратимся к опыту передовых школ. Основной тезис – решение любой задачи должно быть комплексным. 1. Школой проведен мониторинг запросов участников образовательного процесса. Например, в научно-познавательном направление определились следующие линии: физико-математическое, лингвистическое. Я согласна с позицией министра образования Калининградской области Трусеневой Светланы Сергеевны: «надо смотреть в будущее и идти впереди времени», и поэтому такие кружки как «Робототехника» и «Техническое моделирование» вошли в школы г.Калининграда еще лет 5 назад. Так появилось техническо-информационное направление. 2. Школа не увеличивает часы в учебном плане по предметам, а разрабатывает систему дополнительного образования, внеурочной деятельности и межпредметные модули, которые дополняют, углубляют, расширяют основное образование. Таким образом, базовые знания учащиеся получают на уроках. В качестве внеурочной деятельности им предлагаются проекты по предметам и социальные практики. А после уроков ребята имеют возможность выбрать дополнительно спецкурс (обязательно по какому-либо направлению). В одной из школ ребятам предлагается выбрать 16 курсов за год из 24. Например, вводятся спецкурсы по предмету с привлечением преподавателей ВУЗов или спецкурс «Зарубежная литература на ин.яз.» Ребята имеют возможность работать в оборудованной лаборатории. А также учителя-предметники разрабатывают дистанционные курсы. Для поддержания интереса разрабатывается целый ряд мероприятий, где учащиеся могут себя проявить, показать от школьных конкурсов до городских проектов. Все мероприятия прописываются в начале учебного года и закрепляются приказом, в том числе участие в олимпиадах всероссийского и международного уровня. 3. Во время каникул при школе создаются оздоровительные образовательно-познавательные лагеря по направлениям «Первоклашка», «Страна мастеров», «Полиглот», по учебным направлениям, организуютcz образовательный туризм, велоэкспидиции. Вывод: таким образом, интеграция общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования является одним из самых эффективных способов повышения качества образования и реализации новых требований. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы. Однако, чтобы реализовать все задуманное, мало одного только желания. Необходимы три составляющие: кадры, материально-техническая база и финансирование.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены