РАЗРАБОТКИ
|
Формирование коммуникативных УУД в процессе изучения информатикиШиманаева К.А., учитель информатики, Современная жизнь ставит перед школой задачу формирования личности, готовой к стремительно изменяющемуся информационному миру, к постоянному саморазвитию и самообучению, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения. Основной результат образования в соответствии с ФГОС рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В связи с необходимостью реализации положений новых образовательных стандартов перед учителем информатики возникает задача формирования у учащихся совокупности универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности. Коммуникативные действия, с точки зрения А.Г.Асмолова [2], составляют несколько ключевых умений современного школьника: умение представлять и сообщать информацию в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; а также умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Отечественные исследователи отмечают что, информатика как учебный предмет имеет ряд отличительных от других дисциплин особенностей, а также условий, которые позволяют формировать коммуникативные УУД, а также использовать в преподавании разнообразные методы и приемы. Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках Задание «Составь определение» Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия). Описание задания: Ученикам раздаются карточки с различными определениями терминов. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок). Инструкция: учащимся предлагается прочитать данные определения и составить на их основе то, которое будет являться рабочим для них и обосновать свое мнение перед одноклассниками. Затем рабочее определение сравнивается с эталоном, предложенным авторами учебника. Задание «Общее мнение» Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Описание задания: учащимся, предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу. Инструкция: учащимся предлагается материал (в бумажном или электронном виде) по изучаемой теме, также предлагается перечень вопросов, позволяющих ускорить процесс поиска информации, необходимой для ответа. У каждого учащегося имеется доступ только к определенной части материала. Необходимо представить общий материал, содержащий ответы на все указанные вопросы. После выполнения задания заслушиваются ответы разных групп. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. Средства ИКТ: возможен вариант выполнения такого рода задания с использованием облачных технологий: совместные документы, презентации, таблицы. Задание «Дискуссия» Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий. Описание задания: под руководством учителя проводится дискуссия на определенную тему. Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потренироваться в их применении. Они должны разбиться на группы по 6-8 человек. Каждая группа делится пополам - сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии, которые должен озвучить и контролировать учитель. Темы для дискуссии: «Какую антивирусную программу выбрать» «Социальные сети: за или против», «Когда жизнь была лучше: раньше (до появления компьютеров) или сейчас?», ««Аффтар – жжот!» или великий и могучий?», «Программирование не для девочек?». Формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках Задание «Совместное рисование» Цель: Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями графический объект к изучаемой теме. Инструкция: учащимся предлагается готовый графический объект. Затем им предлагается составить алгоритм по его созданию. Ребята должны определиться, кто из них будет отвечать за тот или иной шаг в создании объекта. Средства ИКТ: возможно использование различных инструментов для совместного рисования через Интернет с применением сервисов облачных технологий: совместные документы, интерактивные онлайн-доски. Также возможен вариант с использованием надстройки Microsoft Mouse Mischief (“Несколько мышей”) для Microsoft PowerPoint, которая позволяет реализовать интерактивные занятия с поддержкой нескольких мышей от 5 до 25. Это позволяет детям выполнять задания на общем экране при помощи мыши, работая как индивидуально, так и в группах. Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности Задание «Компьютерная презентация» Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать фрагмент компьютерной презентации (один или несколько слайдов) по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Инструкция: Сначала в процессе общего обсуждения создаётся описание последовательности слайдов, далее каждой группе или отдельному ученику поручается определенный фрагмент, а затем, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные фрагменты презентации собираются в общую работу и демонстрируются группе, которая оценивает понятность и полноту представления темы. Средства ИКТ: выполнения такого рода задания наиболее удобно организовать с использованием сервисов облачных технологий: презентации, интерактивные онлайн-доски. Также возможен вариант, когда работа выполняется каждым учеником в отдельной презентации, а затем подгружается в совместную презентацию. Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, а также данных заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены