РАЗРАБОТКИ
|
Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетенции школьников
Обратимся к ФГОС П.9
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Какие функции должен выполнять учитель современной школы:
- Передача опыта предыдущего поколения следующему
- Формирование законопослушного гражданина
- Формирование экономического трудового ресурса
- Определение гендерных различий (мужская женская роль)
- Создание элиты общества (20% общества интеллектуальная элита, развивает экономику и общество)
Обратим внимание на пункт 5 создание элиты общества, рассмотрим 4 компетенции, которые требуются от выпускников для развития экономики:
a. Способность к самообучению,
b. критичность мышления,
c. способность к анализу,
d. способность к риску,
e. способность работать самостоятельно и в команде,
f. владение иностранными языками
Стратегическая цель государственной политики в области образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Чего ждут от школы родители? Скорее всего безопасности, комфорта, реализаций собственных амбиций (хорошие оценки), чтобы их ребенок был успешен, мог решать проблемы в любой области и в семейной тоже.
Чего ждут от школы работодатели? Что они получат исполнительного, ответственного, умеющего работать по инструкции работника, вчерашнего выпускника школы.
Преподаватели ВУЗов – студентов, умеющих учиться самостоятельно
Согласитесь, все это метапредметные действия, которым школа должна обучить.
Обратимся к ФГОС п.10
10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Универсальные учебные действия ≈ Проектные действия
- Я - гончар. Могу научить делать отличные горшки.
- Я -музыкант. Могу научить играть на флейте.
- А я - учитель. Могу… Господи, чему я могу научить?!
Чему мы должны научить?
Готовы ли школы к приходу ФГОС в основную школу?
Основная проблема отсутствие в конкретных ОУ, в деятельности конкретных педагогов собственной системы обучения, ориентированной на получение метапредметных результатов (проектной компетентности школьников)
Что мы понимаем под обучением?
Обучение –
- достаточно постоянные изменения поведения, происходящие в результате накопления опыта.
- вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня, составляющего цель обучения;
- особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает
Что мы называем проектом?
Проект - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию.
Проектное обучение - сочетание проектной формы учебной деятельности и собственно проектирования.
Дифференциа́ция - разделение, расслоение целого на различные части, формы и ступени
Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого обязан достичь учащийся. который является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся, должна быть открытой;
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Уровневая дифференциация в проектно-дифференцированном обучении определяет наличие как базового обязательного уровня сформированности проектных действий у каждого обучающегося (т.е он реально достижим для всех учащихся, так как предусматривает возможность выполнения этих действий при непосредственном участии учителя), так и повышенного уровня сформированности проектной компетентности у обучающихся, определяемого высокой степенью их самостоятельности в выполнении проектных действий
Проектно-дифференцированное обучение - ориентированная на целенаправленное формирование проектной компетнтности школьника дидактическая система, реализуемая как на уровне отдельного педагога, так и школьного педагогического коллектива в целом, основанная на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроке с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.
По новым стандартам выпускник 9 класса должен владеть проектной компетенцией
- Проектная компетентность – способность, готовность и умение обучающегося уверенно, без задержек и трудностей применять в различных учебных ситуациях следующие проектные действия: выявлять, формулировать и решать проблемы для получения обоснованного проектного продукта; применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности; определять ресурсные возможности, регулировать и оценивать осуществляемую проектную деятельность; взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
- Проектная компетентность ученика может быть сформирована на уровне умения, осуществляемого при помощи учителя, навыка (умения доведенного до автоматизама) и опыта применения приобретенных навыков при осуществлении проектной деятельности.
Ведущий метапредметный результат ФГОС ООО:
формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Рассмотрим уровни достижения результатов проектной деятельности.
- Базовый: исполнительская компетентность учащихся при целенаправленной работе учителя
- Повышенный: мотивированные, способные к самостоятельной деятельности учащиеся
- Творческий: творчески активные со способностями к определенным видам деятельности учащиеся
Особенности образовательного процесса при ПДО
- Усиление роли вариативной части учебного плана с целью включения в учебный процесс наряду с учебной деятельностью проектной и учебно-исследовательской видов деятельности (в урочных и внеурочных формах);
- Включение межпредметных образовательных модулей, основная цель которых – организация собственно проектирования на основе интеграции учебных предметов, а также социализация обучающихся;
- Возможность реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Если вы выбираете 2 вариант, когда большая часть вариативной части распределяется между предметными областями.
В этом случае большая роль отводиться рабочей программе учителя –инструменту формирования проектной компетенции школьника
Что такое рабочая программа учителя?
- Это локальный (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальный (разработанным учителем для своей деятельности) документ;
- Это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога;
- Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС.
Рабочую программу учитель пишет на основе школьной программы.
Если вы выбираете 1 вариант, когда Вариативная часть образовательной программы полностью вынесена за пределы всех предметных областей.
Основы проектной деятельности закладываются на вариативных часах: историческое краеведение, географическое краеведение… проектные недели, ученические конференции, творческие лаборатории
При выборе любого варианта образовательного процесса в ПДО процесс должен быть управляемым со стороны администрации школы.
Используемая литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты
- Методическое пособие «Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования» О.В.Плетенева, О.В.Тулупова, В.В.Целикова, В.Я.Бармина, Нижегородский институт развития образования, 2013 год
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
|