РАЗРАБОТКИ
|
Ситуационные задачи как один из методов формирования ключевых компетенций школьников на уроках физики.Ситуационные задачи как один из методов формирования ключевых компетенций школьников на уроках физики. Потребность рынка труда в специалистах, способных к обучению и мотивированных на успешную работу обратило внимание исследователей на изучение особенностей у обучающихся. Проведенные исследования показали (Tyler’sObjectivesApproach, 2000), что выпускники должны обладать следующими учебными компетенциями:
Стандарт предполагает процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Сегодня процесс усвоения знаний организуется более разнообразно. Даже если знания усваиваются традиционными методами, то их усвоение предполагает иные способы оценивания, например, в виде эссе и отчетов, решения ситуационных задач, рационализаторских и изобретательских задач, и т.д. Какими методами можно формировать ключевые компетенции и определять их сформированность? Одним из путей решения этой задачи видится в систематическом использовании решения ситуационных задач. В Гарвардском университете уже давно применялся так называемый метод (case-studio), т.е. метод конкретных ситуаций (от анг. Case - случай, ситуация) - метод активного проблемного ситуационного анализа, основанного на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций. Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка; помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать; также при этом достигается дифференциация обучения. Суть заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Конструирование ситуационных задач: Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Существует несколько подходов.
Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности. В результате решения задачи учащиеся должны не только изложить само решение, но и способ решения в общем виде, что позволит использовать данный способ при решении широкого круга однотипных задач. Примеры ситуационных задач, используемых в 7-9 классах. Задача 1. «Раскрываем преступление». [1] Постановка задачи: Текст задачи: Задание к тексту:
Оценивание решения заданий проводилось по следующим критериям: понимание представленной информации, оценивание предложенных способов, предложение альтернативных способов, обоснование своего выбора. Полученная информация нужна не столько для оценивания, нужна для получения информации о том, чему необходимо ученику научиться, какие умения освоить. Причем это нужно в первую очередь, ученику, ибо одной из задач ситуационных заданий является развитие аутентичной оценки (оценки учеником своих учебных успехов). Задача 2 «Метод разрушения ледяного покрова» Текст задачи: Разработан новый метод разрушения ледяного покрова – резонансный. Он основан на том, что при движении какой-либо нагрузки по поверхности льда в воде развивается система изгибно-гравитационных волн (ИГВ), т.е. комбинация изгибных колебаний ледяной пластины и сопутствующих им гравитационных волн воды. При скорости движения нагрузки, близкой к минимальной скорости ИГВ, вода перестает поддерживать ледяной покров, амплитуды волн резко возрастают и начинается разрушение льда. По сравнению с ледоколами энергозатраты меньше. Для реализации резонансного метода подходящим средством являются амфибийные суда на воздушной подушке. Задание:
Задача 3 «Звучащая рыболовная сеть». Текст задачи: Только в Северном море ежегодно гибнет, запутавшись в рыбацких сетях, более 10 тысяч дельфинов. Чтобы предотвратить попадание их в сети, немецкий зоолог предложил укрепить на них «пищалки», которые 70 раз в минуту издают звук громкостью 115 дБ, частотой 2,9 кГц и обертонами до 90 кГц. (Частота была подобрана таким образом, чтобы не отпугивать от сетей промысловые виды рыб. Оказалось, что теперь 90 % дельфинов реагировали на такой звук и обходили звучащие сети по широкой дуге. Правда, вскоре выяснилось, что через некоторое время дельфины привыкают к звуковым сигналам, и пришлось разрабатывать «пищалки» частотой, меняющейся случайным образом. Задание:
Решение ситуационных задач позволяет учащимся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка; помогает развивать умения учащихся моделировать, проектировать и конструировать; также при этом достигается дифференциация обучения. Применение решения ситуационных задач позволяет ученикам достичь требуемого уровня знаний, путем наиболее для них удобным, удобным в том смысле, что стратегия работы учащихся соответствует их когнитивным стилям. Другой метод - «Час чтения». Ход «Часа чтения» дается следующим образом: Отличительная черта данного «Часа» – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена другим участникам. Умение читать - это одно из ключевых умений, развивая которое учащийся научится выражать свои мысли в письменной и устной форме, общаться в деловой и неформальной обстановке; понимать и анализировать письменную и устную информацию. Задание:
Другие приемы: 1) Например, в 7 классе при изучении темы «Воздухоплавание» можно использовать следующее задание: 2) На этапе обобщения можно предложить творческое задание: озвучить видеофрагмент, 3) придумать научно-фантастический рассказ (домашнее задание). Результаты: Новая школа должна стать пространством, позволяющим обучающимся "раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". Именно эту задачу Д.А. Медведев назвал "главной задачей современной школы". Использование возможностей современных развивающих технологий, позволяет обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека. В конце учебного блока какие должны быть результаты?
Для оценки сформированности может служить выполнение учащимися анкеты-самооценки, по результатам которой можно следить за динамикой развития и выделять «лестницу проблем». Диагностика сформированности ключевых компетенций школьников можно осуществлять с помощью специальных листов, заполняемых всеми предметниками в конце каждого полугодия. Поскольку вычисляется средний балл для каждого вида компетенций, картина должна получиться объективной.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год Популярные разработки
Логарифмические уравнения. Подготовка к ЕГЭ 5.3.5. Закон радиоактивного распада. Решение задач ЕГЭ Разговоры о важном «День первооткрывателя. Антарктида» Учимся решать задачи "Закон Ома" Физика - 8 класс Практические арифметические задачи на проценты, части, доли. Задание ЕГЭ № 15. Базовый уровень В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены