РАЗРАБОТКИ
|
Актуальность проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения.Актуальность проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения. Воронцова Ирина Александровна Разработка Федерального государственного образовательного стандарта РФ третьего поколения, является следствием интеграции образовательного пространства России и Европы, в рамках подписания Болонской декларации. В связи с этим перед разработчиками ФГОС, перед педагогическим сообществом России поставлена задача подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих современному спросу рынка работодателей не только Российского, но и международного уровня. Моя задача, задача современного педагога, преподавателя, работающего в системе среднего профессионального образования, помочь студенту приобрести необходимые компетенции, способствующие формированию предпринимательского поведения, разрешению нестандартных ситуаций и проблем, умению брать на себя ответственность, вырабатывать перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в собственных силах, конкурентоспособный на арене социально- экономического пространства. В соответствии со ФГОС третьего поколения, акцент в современном преподавании ставится на самостоятельную и творческую деятельность студента, которая способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску альтернативных решений, формированию мотивации достижения успеха, обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Вышеизложенные признаки творческой, самостоятельной работы гармонируют между собой и относятся к технологии проблемного обучения. Особенность данной технологии заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего. В моей практике это выглядит так: создаю проблемную ситуацию, направляю внимание студентов на ее решение, организую его поиск. Таким образом, обучаемый находится в положении субъекта своего обучения и как результат, он получает новые знания, обладает новыми способами действия. Многолетний опыт показывает, что в работе с проблемными ситуациями, оптимальными являются следующие этапы:
Изначально, работаю над постановкой проблемного вопроса, отвечающего следующим требованиям: сложность, сопряжение с противоречиями; увлекательность, не лишенная научного подхода; емкость, способность охватить широкий круг вопросов; расположенность к научному спору на базе различных толкований; создание затруднения, необходимого для решения проблемы. Следующий шаг - это перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию через углубление самой проблемы; поиск разных граней решения; сопоставление разных вариантов ответа. Затем я определяю форму решения проблемных ситуаций, разрабатываю вопросы и задания, учитывая при этом уровень развития студентов, характер исторического материала, педагогические цели. Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь студентов в активный познавательный процесс, изменяя роль преподавателя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, координатор, организатор процесса добычи информации студентом, которую нельзя получить по готовому образцу, так как проблемное обучение требует проявления самостоятельности и оригинальности. Не репродуктивное восприятие прошлого и настоящего, а выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта, события. Его переосмысление возможны только при использовании метода проблемного обучения, который обеспечивает высокую мотивацию учащихся. При применении метода проблемного обучения я учитываю несколько аспектов, которые помогают всецело погрузиться в данную технологию:
Итак, отмечаю ряд условий для успешного применения проблемного обучения:
К достоинствам проблемного обучения далее относим:
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять технологию проблемного обучения. Но стремиться к нему надо, и каждый опытный педагог его использует, так как проблемное обучение связано с исследовательской деятельностью. Остается добавить, что проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать, исследуя - исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, то есть выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда. Таким образом, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, которое реализует следующие задачи:
Технология проблемного обучения имеет свои достоинства, недостатки и трудности, как и любая педагогическая технология, используемая на практике. К достоинствам относится обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение на практике. Но, несмотря на достоинства, все обучение не может строиться целиком, как проблемное. Для этого потребовалось бы времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение. Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов курса истории (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления данной технологии. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Учитывая изложенное выше, с целью интенсификации интеллектуального развития обучаемых, как было отмечено, необходима оптимизация процесса обучения.
Всего комментариев: 1
1
Panenochka • 05:39, 31.08.2014
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены