РАЗРАБОТКИ
|
Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования.А.Е. Солодовникова Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование – лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают". Исследование PISA проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.По всем параметрам наша страна не поднялась выше 37-го места среди 65 государств-участников.О таких результатах в экспертной среде говорили не иначе, как об «утраченных иллюзиях России». Миф о высоком качестве отечественного образования окончательно был развеян. Наши школьники оказались не способны использовать свои знания для получения новых знаний, не готовы к самообучению и саморазвитию с помощью письменных текстов. Поэтому важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е. компетентностный подход. В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей, сформулированных Андреем Викторовичем Хуторским, доктором педагогических наук, директором Института образования человека:
Ответ доктора психологических наук Галины Цукерман на вопрос «Почему такое умение - самое главное для наших школьников?» лаконичен и ясен: просто именно так устроены наши учебники; так построены вопросы к параграфам. Доктор педагогических наук, профессор Лебедев Олег Ермолаевич писал: «"Знаниевый" подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию."Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома"». 1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи. 2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация. На нём происходитразделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности. Компетентностный подход ориентирован на организацию учебно-познавательной деятельности посредством моделирования разнообразных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности личности. При данном подходе отдаётся предпочтение творческому уроку, основная задача которого в отличие от традиционного урока – организовать продуктивную деятельность. Основные характеристики творческого урока:
4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности). На заключительном, 5-м этапе, учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции. Обратите внимание на график количества запоминаемого учебного материала. Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: «Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось». Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Вы видите, что это виды деятельности на традиционном уроке. При компетентностном подходе к уроку изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Активные методы обучения
Значительную часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, желательно использовать для организации проектной деятельности, которая может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога. Что даёт компетентностный подход?
Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным. Данная статья сопровождается презентацией "Реализация компетентностного подхода на уроках, как условие достижения нового качества образования".
Всего комментариев: 1
1
extremeoleg34 • 07:51, 22.08.2014
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены