РАЗРАБОТКИ
|
Инновационные процессы в изучении иноязычной культуры. Роль метода проектов в формировании УУД на уроках английского языка и во внеурочнойЕсли мы будем учить сегодня Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых федеральных образовательных стандартов и использование современных образовательных технологий. Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к уровню сформированности универсальных учебных действий, к качеству образования. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой ведущих российских психологов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. на основе системно-деятельностного подхода, основные принципы которого описаны в трудах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках ИЯ и во внеурочной деятельности. Проектный метод в школьном образовании, являясь одной из форм современных образовательных технологий, входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении, развивающий общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся. На современном этапе развития образования проектная методику детально исследовали отечественные авторы: методисты И.Л. Бим, Т.Е Сахарова, О.М Моисеева, психолог И. А. Зимняя, доктор педагогических наук Е.С. Полат, а также зарубежные ученые Д.Л. Фрид-Бут, Т.Хатчинсон, Д. Филлипс и др. Проектная деятельность является составной частью учебного процесса, позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование, тем самым организовать активную коммуникативную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, то есть обеспечить формирование коммуникативной компетенции, в том числе и на начальном этапе обучения иностранному языку. В 2012 - 2013 учебном году наша школа вступила в эксперимент по внедрению ФГОС ООО в качестве экспериментальной пилотной площадки. В пилотном режиме я работаю в 5 классе по ФГОС ООО. Исходя из всего выше сказанного, ставлю перед собой следующую цель: через применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствовать формированию у учащихся универсальных учебных действий. Достижение поставленной цели планирую через реализацию следующих задач:
1.Формирование УУД средствами проектной методики В составе видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД. Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий. Усовершенствование методической работы по формированию УУД в соответствии требованиям ФГОС ООО заключается в следующем:
Критерии при работе над проектом:
Многолетний педагогический опыт преподавания английского языка по УМК В.П. Кузовлева “English”, который построен на принципах системно-деятельностного подхода, и в котором метод проектов является одним из важнейших звеньев и используется уже более 10 лет, позволил мне апробировать и систематизировать его применение проектов для достижения формирования УУД и предметных результатов у учащихся 5 класса. Как же у детей зарождается та или иная идея создания проекта? В обучении английскому языку метод проектов используется в тесном контакте с учебной программой практически по любой теме. В конце каждого раздела учебника, у нас предусмотрен проект. И когда мы начинаем изучение новой темы я перед детьми ставлю цель, для того чтобы они накапливали материал по данной теме. На примере создания проекта «Preparing a concert» («Подготовка концерта») предлагаю рассмотреть, какие УУД формируются в ходе работы. Первый этап. Определение темы и конечного результата, распределение ролей в группе. Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения. Следует отметить, что тема данного проекта была достаточно интересной для учащихся, так как, ее выбор был обусловлен не только тем, что она входит в общий контекст обучения языку, но и тем, что в то время ребята на самом деле готовились к праздничному концерту и то, что они запланировали, нашло отражение в реальной жизни, а не осталось только на бумаге. Ребята с увлечением начали работать над проектом. В группах они обсуждали содержание и характер проекта, его цели, наметили конечную цель и распределили роли. На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Второй этап. Выполнение проекта. Практическая работа над проектом - это самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы. Учащиеся составляют план работы над проектом, обмениваются найденной информацией. Кто-то нарисовал эскиз афиши, кто-то нашел в Интернете информацию о концерте, подготовленном силами школьников, а те, кто обычно сами принимают участие в концертах, просто рассказали о том, что они обычно делают и как проходит отбор номеров и подготовка к представлению. Многие принесли свои фотографии с таких концертов. Обсуждали разнообразные программы, анализировали, сравнивали, оставляя самое важное и занимательное, а затем каждый участник группы сообщал всем, что он хотел бы включить в концертную программу. На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
Третий этап. Оформление проекта. На третьем этапе учащиеся работали над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята сами набирают тексты своих сообщений, совершенствуя навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей. На этом этапе происходило формирование таких универсальных учебных действий как:
На данном этапе у некоторых учеников возник вопрос: «А почему мы должны представлять свои проекты на английском языке? Ведь концерт будет в нашем сельском Доме культуры!» Да потому, что на отбор лучших номеров для концерта неожиданно пришли Клэр и Пол (персонажи учебника) и очень хотят принять участие в обсуждении. Таким образом, мы подвели итог работы над темой «We must help people around»(Помощь тем, кто рядом с нами). На этом этапе происходило формирование следующих универсальных учебных действий:
Для оценивания проекта учащимся предлагаются следующие критерии. 1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
3. Критерии оценки представления проекта (6 баллов):
4. Итого:
Итоговая оценка: Критерии оценки мультимедийных проектов 1. Критерии оценки презентации (5 баллов):
2. Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
3. Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
4. Итого:
Итоговая оценка: 2. Результативность применения проектной методики на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы. Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ООО и формирования УУД учащихся. Большинство проектов выполняется индивидуально, но работа в группах носит более творческий характер. Работа над проектом дает ребятам возможность проявить таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение. III Заключение Мои пятиклассники, имея сравнительно небольшой опыт проектной деятельности, уже добились некоторых результатов:
Здесь следует пояснить, что учащиеся данного класса посещали в 2011-2012 учебном году предметный кружок «Английский театр», силами которого был подготовлен и выполнен крупный творческий проект- театральная постановка сказки на английском языке «Великан-эгоист». Подобная работа способствует не только формированию УУД и успешному достижению предметных и личностных результатов, но также направлена на успешную адаптацию будущих пятиклассников. Подводя итог, могу сказать, что применение метода проектов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует вовлечению учащихся в предметно-регулятивную, предметно-познавательную и предметно-коммуникативную деятельность , тем самым способствуя формированию коммуникативной компетенции, повышая интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка в частности путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация – это ключ к успешному обучению.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Готовность ребенка к школьному обучению Выбор экипировки для занятий роллер спортом детям младшего школьного возраста "Диалог поколений" - как понять детей, представляющих другие поколения Когда лучше начать изучение английского языка Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены