РАЗРАБОТКИ
|
Дневник школьника и его роль в достижении образовательного результатаВ современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки. Самооценка не дана нам изначально. Она изменяется, формируется в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Так, например, при проверке стартовой работы по математике, в одном из заданий проверялось умение оценивать себя по заданным критериям, т. е. адекватность самооценки. Формировать самооценку младшего школьника нам помогает «Личный еженедельник первоклассника», предназначенный для учащихся образовательной системы «Школа 2100». Он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника, а также дает возможность ученику: видеть свое продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях; определив свое незнание, он имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Учителю: не только выявить определенный результат в знаниях и умениях, но и наглядно увидеть процесс формирования этого навыка, обеспечивая целенаправленную и своевременную коррекцию. Родителям: своевременно помочь своему ребенку исправить положение. Содержание «Личного еженедельника первоклассника» показывает, какая большая работа предстоит не только ученикам и учителю, но и родителям. Первоклассникам с первых дней учёбы пользоваться дневником самостоятельно непросто. Поэтому, на первом родительском собрании мы подробно разобрали с родителями правила работы с дневником на страничке «Обращение к учителям и родителям!». На страничке «Общие сведения» родители сообщили все сведения о ребёнке, которые сочли нужным. Помогли ребёнку заполнить странички «Что я хочу рассказать о себе». На страничке «Как научить ребёнка вести дневник и собирать портфель» родители получили инструкцию:
Очень важно, как будет организована вся школьная жизнь ребёнка. Именно поэтому дети сами определяют правила, по которым они будут жить в школе. На страничках «Выбираем правила нашей жизни» предложены задания и рисунки для обсуждения с детьми следующих тем:
Например, урок обучения грамоте мы решили обозначать буквой Б, математику – буквой М, музыку – МУЗ и т.д. Например,
1-й шаг (на первых уроках). Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. В конце каждого урока в дневнике напротив строки урока предлагаем поставить определённое обозначение. – Наш урок заканчивается – пусть сейчас каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось. ДАЁМ УСТАНОВКУ НА УСПЕХ. И пусть каждый выберет себе значок, который нарисует в дневнике. – Если ты доволен собой, у тебя все получилось, то нарисуй зелёный кружок. Таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получилось, а что нет. Так они психологически готовятся к следующему шагу. 2-й шаг (через 2-4 недели). Даем детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав детям тетради с проверенными работами, мы ведём диалог с учениками: Учитель Ученики – Смотрите каждый из вас по-своему, но очень хорошо сделал это задание! Получают УЧИТЕЛЬСКУЮ ОЦЕНКУ, но не ОТМЕТКУ. – Теперь пусть каждый сравнит, как он это делал раньше (посмотрите первые свои задания). Смотрят на соседний лист. –Видите, НАСКОЛЬКО ЛУЧШЕ у каждого стало получаться! (Дается установка на успех и на сравнение с собой, а не с другими – пусть даже не всегда это будет соответствовать действительности.) – Теперь пусть каждый наградит себя! Например, нарисует зелёный кружок. Наградить себя ДОЛЖНЫ ВСЕ, это и есть промежуточная цель – дать каждому почувствовать себя успешным. 3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок самооценки. Для этого стараемся учить первоклассников самостоятельно оценивать свою деятельность. После выполнения задания выясняем:
После того как один ученик объяснил классу, как он выполнил задание, учитель говорит: «А теперь давайте вместе оценим твой ответ». Учитель Ученик - Раз МЫ решили, что ты справился полностью правильно и сам, то награди себя, нарисуй кружок в дневнике и закрась его!» Рисует кружок в дневнике и закрашивает его. Классу: «Так мы теперь будем оценивать наши задания!» Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании. 4-й шаг (спустя несколько дней после 3-го шага). Учим признавать свои ошибки. Предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки, недочеты. Когда в ходе самооценки ученик отвечает на вопрос «Сделал правильно или с ошибкой?», помогаем ему увидеть ошибку. После этого предлагаем ученику поставить «отметку»: Учитель Ученик 5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Предлагаем ученику (психологически готовому) оценить при всех задание, с которым он совсем не смог справиться, сделал полностью неправильно. Учитель Ученик 6-й шаг. Используем умение самооценки. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили своё задание при всем классе, мы перестаём проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется правильный ответ, и каждый ученик оценивает свое решение самостоятельно. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» – следует краткая фраза ученика: Если самооценка ученика и мнение учителя совпадает, можно вести урок дальше. Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции. Хорошо, если ребёнок будет знать, чему именно он должен прежде всего научиться в 1-м классе. Предлагаем вам определить какие УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ будут сформированы на конец учебного года у учащихся 1 класса. Такое же задание в конце учебного года выполнят родители вместе со своим ребёнком. Умения
Регулятивные (умения организовывать свою деятельность) Познавательные (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) Коммуникативные (умения общаться, взаимодействовать с людьми) Наблюдение показывает, что работа по формированию навыков самоконтроля и самооценки обучающихся положительно влияет не только на повышение качества обучения, но и на формирование самой личности ребенка, способной к дальнейшему самоопределению и самореализации. ВРЕМЯ УЧИТЬ ДЕТЕЙ НЕ БОЯТЬСЯ ЖИЗНИ!
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены