РАЗРАБОТКИ
|
Анализ профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов для работы в инклюзивной образовательной средеВедущая тенденция современного этапа развития зарубежного и российского специального образования конца XX века - интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему массового образования. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Новый закон «Об образовании» 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" так определяет понятия «инклюзивное образование» и «дети с ограниченными возможностями здоровья»:
Подобная практика оказывается принципиально невозможной без организации командной работы специалистов, что и является базовым компонентом формирования интегративной среды в образовательных учреждениях различного вида и формы на каждом этапе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая основа инклюзивного образования — специально-организованная, проблемно-ориентированная, субъектно-объектная деятельность, направленная на решение воспитательных, образовательных, коррекционно-развивающих, социальных задач детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в условиях конкретного микросоциума. Для достижения положительных результатов, необходимо, чтобы система оказания помощи детям с ОВЗ была профессионально сконструирована специалистами: психологами, педагогами, врачами и реализовывалась с учетом индивидуальных особенностей ребенка, результатов психолого-педагогического мониторинга, возможностей образовательного учреждения. Серьезно сказывается на качестве проводимой психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога общеобразовательного учреждения, который заключается в непонимании механизмов формирования имеющегося нарушения у ребенка, и как следствие, невозможности использования специальных средств и методов в педагогическом процессе. Поэтому психолого-педагогические основы инклюзивного образования не могут быть ограничены только лишь рамками задач преодоления трудностей в обучении, а должны способствовать достижению личности ребенка с ОВЗ успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты своих прав и свобод. В этом ракурсе важным условием достижения профессионализма является специальная психолого – педагогическая подготовка в заведениях СПО, позволяющей учителю эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями и их нормально развивающихся сверстников. Профессиональная готовность будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной практике рассматривается многими авторами как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. Исходя из требований Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», в числе профессиональных компетенций, соответствующих квалификации «учитель начальных классов», обозначены: осуществление педагогического контроля, оценивание процесса и результата обучения; средства контроля и оценки качества образования; психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога; проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных данных; а также студент должен иметь представления о нарушениях в соматическом, психическом, интеллектуальном, сенсорном развитии ребенка, их систематику и статистику, а также особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями. [5] Умение работать с детьми с особыми образовательными потребностями – это способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся и обеспечивая включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду общеобразовательного учреждения, создавая условия для его развития и саморазвития. [6] Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования (повышенный уровень среднего профессионального образования), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009г. (введен в действие с 01.01.2010), к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы относятся ключевые и профессиональные компетенции. [5] В Примерном учебном плане, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 535 от «05» ноября 2009г. (зарегистрирован Министерством юстиции, регистрационный № 15426 от 8 декабря 2009г.) 050146 «Преподавание в начальных классах» и в структуре основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования углубленной подготовки с целью формирования выше обозначенных ключевых и профессиональных компетенций, введен профессиональный цикл, который состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. [3] Введение профессиональных модулей в ФГОС призвано объединить содержательные, организационные, методические и технологические компоненты профессионального обучения, а также теоретические и прикладные аспекты; обеспечить структурную связанность всего образовательного комплекса, совмещение в одной организационно-методической структуре дидактических целей, логически завершенной единицы учебного материала, методического руководства и системы контроля. Всё это позволит оптимизировать воспитательно-образовательный процесс, повысить качество профессиональной подготовки студентов учреждений СПО. Поэтому целью подготовки специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста детей группы риска, должна являться не столько передача им профессиональных знаний и умений, сколько формирование профессионально подготовленной личности, обладающей целостным психолого-педагогическим и методическим мышлением, что требует определенных педагогических условий (требований) подготовки. Проанализировав содержание основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 , мы пришли к выводу, что психолого - педагогическая подготовка выпускника – специалиста, способного работать в инклюзивной образовательной среде и распределение учебного материала и часов, отводимых на его усвоение, не смогут в полном объеме сформировать заявленные компетенции. На наш взгляд, содержание основной профессиональной образовательной программы носит бессистемный характер и охватывает лишь небольшую категорию учащихся с отклонениями и учащихся с особыми образовательными потребностями: одаренные дети, дезадаптированные дети, девиантные дети, дети «группы риска». Из анализа следует, что в настоящее время приоритетным направлением в подготовке будущих учителей остается психолого-педагогическое направление, а вопросы коррекционно-развивающего обучения по специальным дисциплинам пока не введены в программу подготовки будущих учителей начальной школы. Таким образом, решение проблемы подготовки будущих специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вводить инклюзивное образование в нашем колледже, повысит профессиональный уровень выпускников, что поможет удовлетворить запросы всех потребителей профессиональных услуг - личности, общества, государства.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены