РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как системный компонент учебно-воспитательного процесса
Прежде чем приступить к вопросу о том, что такое метод учебных проектов и как его использовать, необходимо выяснить, какова его роль в учебно – воспитательном процессе.
Знакомиться с методом учебных проектов лучше всего не отстраненно, наблюдая со стороны, как работают другие с помощью этого метода, а находясь, как бы «внутри происходящего». Причем, ставить себя то на место учителя, который работает методом проектов с учениками, то – ученика, осуществляющего вместе с учителем и одноклассниками учебный проект, то – методиста, который оказывает методическую помощь педагогу, начинающему работать этим методом. Что понимается под словом «проект»? Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и производственных процессах этот термит обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающих их проектами:
На мой взгляд, к одной из продуктивных и оптимальных технологий создания креативной образовательной среды начальной школы можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. В настоящее время метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе, находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов. Что же такое учебный проект; что означает – мы работаем методом учебных проектов; как подобрать нужный нам проект; какого мы вправе ожидать от него учебно – воспитательного эффекта. В своей педагогической деятельности я использую разнообразные учебные проекты: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год, от мини – проектов для изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных. Попробую охарактеризовать учебный проект в общем, нарисовать, образно говоря, его «типовой портрет». Учебный проект, с моей точки зрения, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, проявить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект
Каковы особенности получения информации? В первом случае (доклад) – это подбор информации из книг, энциклопедий, Интернет и др., которую ученик воспроизводит на репродуктивном уровне на заданную учителем тему. Работы мысли здесь практически нет. Результат деятельности (доклад) носит формальный характер. В другом случае (проект) – тот же способ подбора информации, но информация ищется под определенный запрос, чаще всего это может быть выражено через основополагающий вопрос проекта. Например:
Основополагающий вопрос возвращает в учебный процесс естественные процессы из жизни. В жизни вопросы задает тот, кто учится, а в традиционном обучении преобладают вопросы того, кто учит – учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Искренние вопросы в традиционном обучении не поощряются. В проектном обучении вопрос является образцом, показывающим ученику, что есть интересные актуальные вопросы, на которые и учитель не может знать все ответы. Учитель может показать через такой вопрос искреннюю заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать искренне желание ответить. Часто у меня возникает вопрос, как относятся между собой основополагающий вопрос проекта и проблемный вопрос. Это – близкие, но не тождественные понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Итак, сделаем вывод, если рассматривать отличие видов деятельности, которые выполняет ученик при сборе и обработке информации, то при традиционном обучении – это репродуктивная деятельность, а при проектном обучении – продуктивная, поисковая и исследовательская деятельность. Какое имя дать проекту? Следующий момент, который может вызвать затруднение, связан с отличием названия и темы проекта. Называться проект может кратко, в теме же может быть заложена рекламная или привлекательная сторона для потребителей продукта проекта. Например: «Журнал «Ералаш», тема: «Детский юмористический журнал «Ералаш». Тема может содержать понятия, термины из учебного содержания, занимать определенное место в программе, и учитель не вполне свободен в формулировке и выборе темы, с другой стороны, в реальном классе не все ученики могут глубоко интересоваться данным предметом и его внутренними темами. Выбрать основополагающий вопрос, интересный большему количеству учеников в классе, учителю значительно проще. Вопрос в данном случае выполняет побудительную функцию. Несколько слов об оценивании. При защитах проектов я оцениваю: уровень сформированности умений
уровень практического использования умений:
Базовые этапы проектной деятельности и их содержание
От компетентного учителя – к компетентному ученику. Любой учебный проект имеет два аспекта:
Работа над проектами позволяет мне связать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом я отвожу:
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для ученика начальных классов это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков, их применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Как помочь ребёнку справиться со стрессом из-за полученных оценок? Контроль родителями домашнего задания в начальной школе Рекомендации родителям: "Как выучить стихотворение с ребенком" 101 способ сказать ребенку «Молодец». Боевая готовность: как ребенку быстро адаптироваться к учебному процессу |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены