РАЗРАБОТКИ
|
Урок по окружающему миру для 1 класса по теме "Лес"Тема: «Там, на неведомых дорожках…» Обучающие:
Ход урока: Долгожданный дан звонок – начинается урок. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки! И некогда дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят - урок уж больно важный! II . Сообщение темы урока. - Отгадайте загадку: Весной он веселит, летом – холодит, осенью – питает, а зимой согревает. (музыка: звуки леса) - Правильно, это лес. Объясните, как вы догадались, что это лес. -Сегодня на уроке мы попробуем посмотреть на лес другими глазами. Подумаем над тем, как сохранить это чудо, и какой вклад мы с вами можем внести, чтобы сберечь леса на нашей планете. III. Вступительная беседа. Учитель: Если из космоса взглянуть на нашу планету (в руках у учителя глобус), видны два основных цвета, которые как бы поделили земной шар на два огромных пространства – океан воды и океан растительности. Удивительный мир природы…Он встречает нас морем звуков, запахов, загадок и тайн. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. ЛЕС. Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса - настоящие лёгкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. Утром, днём и вечером, в солнечную и пасмурную погоду листья на деревьях, на траве меняют свой цвет. Их оттенки также неожиданны, как и меняющиеся краски морей. Недаром они соперничают даже на полотнах художника. (показ репродукций картин с изображением леса в разные времена года известных художников). Однажды один художник решил нарисовать лес. « Что такое лес? – рассуждал художник» . «Лес – это прежде всего… деревья». Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья: берёзы и ели, дубы и сосны, клёны и осины. -Давайте и мы с вами поможем художнику. У вас на партах лежат конверты. Возьмите конверт , на котором написано слово «Деревья» и посадите деревья в своём лесу. Деревья у художника, да и у нас, получились настолько красивые, что казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка-Лесовичка.(учитель прикрепляет на доску). Повесил художник картину на стену, полюбовался на неё и уехал куда-то. А когда вернулся, не поверил своим глазам. Вместо зеленых ёлочек и кудрявых берёзок лишь сухие стволы. - Что случилось? –удивился художник. – Почему мой лес засох? - Какой же это лес? – вдруг услышал художник. - Это не лес, а… (ответы детей) одни лишь деревья. Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок-Лесовичок разговаривает с ним. - Разве может быть лес без кустов, травы и цветов по опушкам леса? – продолжал он. - Не может, - согласился художник и принялся за новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зелёной травы – множество ярких цветов . - Возьмите на партах конверты с надписями «Кустарники, травы» и разместите на своих картинах. - Вот теперь хорошо! – похвалил сам себя художник. - Вот теперь у меня получился настоящий лес! Но прошло немного времени, а деревья опять стали чахнуть. Ты забыл нарисовать грибы! – сказал Лесовичок художнику. -Да, - согласился художник. Но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто и не всегда. -Это ничего не значит! – сказал Лесовичок. – Грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса. - Возьмите конверты, где написано «Грибы» и постарайтесь посадить их под деревьями, с которыми они дружат. (ответы детей) И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть. - Это потому, что в твоём лесу нет насекомых, - сказал Лесовичок. Художник взял кисти, и на цветных листьях появились яркие разноцветные бабочки и жуки. - Возьмите конверты с надписью «Насекомые» и поместите их на своей картине. -Ну, теперь всё в порядке! – решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, то не поверил своим глазам: вместо пушистого ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Художник подошёл к картине … и вдруг отшатнулся. Всё на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев – всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже Лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось вот-вот упадёт. - Это ты виноват! – закричал художник. – Ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес. Что мне делать? Неужели я никогда не нарисую настоящий лес? -Ребята, а вы как думаете, что надо сделать художнику? (ответы детей) - Никогда, - сказал Лесовичок, - если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц. Художник не стал спорить. Он нарисовал новую картину, а на ветках деревьев появились весёлые птицы. -Возьмите конверты с надписью «Птицы» и поселите птиц в лесу. Послушайте некоторые птичьи голоса. Когда художник собирался положить кисть, Лесовичок сказал: - Мне нравится этот лес! И я не хочу, чтобы он погиб… -Как вы думаете , что посоветует Лесовичок художнику? - Правильно! Нарисовать зверей. - Давайте и мы расселим зверей в нашем лесу.(конверты с надписью»Звери») Художник окончил работу, когда было темно. Он хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, дыхание, треск сучьев. Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и животные… Это ЛЕС! Художник посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть он залез на дерево, и его не видно в зелёной листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть, но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это и есть ЛЕС! -Перед вами – лес. Ответьте мне, ребята, почему сразу не получилась эта картина? (Потому что всё в природе живёт как один целый организм.) Учитель: Единство живой и неживой природы, особые связи между живыми организмами – растениями, животными, грибами и микроорганизмами образуют природное сообщество – ЛЕС. Это сообщество называют главным чудом света. IV. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки , плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад. Наклонились и присели, заниматься тихо сели. V. Итак, лес – это природное сообщество. Все члены сообщества обмениваются информацией. Например, грибы и деревья. -Под каким деревом растут подберёзовики? А подосиновики? А белый гриб можно найти под берёзой, сосной, елью. - А какой информацией обмениваются растения и животные? (При помощи лесных ароматов) Учитель: Мы не напрасно говорим: сообщества, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для её сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но оказалось , что объекты природных сообществ уже миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока ещё плохо понимает «лесной язык». Поэтому делает много ошибок. И главная из них – уничтожение леса. -Какое значение имеет лес? (использование схемы с рисунками)
- А какое время года у вас получилось? Докажите. VI. Дидактическая игра «Экологический светофор». Учитель: Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой. Не утаи, ты же видишь – мы свои! - Ребята. Как вы понимаете последнее предложение? Что значит «мы свои»? Значит, как нужно вести себя в лесу? Какие правила соблюдать? - Давайте поиграем в игру «Светофор»: Красный свет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде и жизни людей. Жёлтый свет – Будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями. Зелёный свет - Ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё!
После каждой ситуации попросить детей пояснить, почему они выбрали именно такой сигнал светофора. Ребята, а что страшнее всего для леса? (пожар, мусор, рубка) - Отчего случается лесной пожар? - Кто без жалости вырубает леса? - Кто приносит в лес мусор? Учитель: Людская беспечность – вот главная причина беды. Сам человек - часть природы, и нанося вред природе , человек вредит сам себе. Писатель М. Пришвин сказал: «Охранять природу – значит, охранять Родину ». VII. Дополнительный материал. Работа с поговорками и пословицами. Много леса… посади Мало леса… не губи Нет леса… береги (Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.) Задание для гостей: ребус. Учитель: Что мы сажаем, сажая леса? Чащу , где бродят барсук и лиса. Лист, на который ложится роса. Свежесть лесную, и влагу, и тень – Вот что сажаем в сегодняшний день! VIII. Итог занятия: - Что вам понравилось на занятии? - О чём заставил вас задуматься материал занятия? Учитель: Вы – молодцы! Много знаете, умеете! Я думаю, что вы растёте настоящими друзьями и защитниками природы! Прощаясь , хочу пожелать: Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором – солнце, птичьи голоса, И на траве - прозрачная роса. Хочу, чтоб в мире было меньше плача, А больше смеха, радости , удачи. Улыбок детских, как цветенье зыбких Цветов, сравнимых с детскою улыбкой. IX. Организационный конец занятия.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены