РАЗРАБОТКИ
|
«Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность»«2012 год- год Российской истории: Формирование у обучающейся молодёжи исторического мышления как основы гражданской идентичности общества» «Реализация основного принципа ФГОС ООО о духовно – нравственном и патриотическом воспитании обучающихся через музейную деятельность» О.В.Гурова, учитель истории и обществознания высшей категории, руководитель школьного музея Боевой Славы Центрального фронта имени дважды Героя Советского Союза маршала К.К.Рокоссовского г. Железногорска Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 имени К.К.Рокоссовского» В июне 2009 г. были подведены первые итоги длительного этапа разработки и апробации государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления новой образовательной системы. Особая роль отводится гуманитарным предметам, особенно истории. Необходимость изучения истории в школе обусловливается ее познавательными и мировоззренческими направлениями. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. Основные цели изучения истории в школе определяются следующие:
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности, а также воспитании патриотов своей страны происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовно – нравственная жизнь школьника. С большой уверенностью можно утверждать, что деятельность школьных музеев может реализовать многие из принципов ФГОС ООО. Особенно его главный принцип ориентации на идеал. Музейная деятельность будучи планомерной и систематической, развивает кругозор, формирует гражданское самосознание молодого человека, прививает ему навыки исследователя. Многообразные формы музейной деятельности: это и поисковые задания и участием в раскопках по местам массовых захоронений, и походы по местам боевой и трудовой славы; это создание летописей трудовых коллективов, организаций, участие в создании экспозиций и выставок. С большой гордостью хочется поделиться деятельностью своего школьного музея, которому 29 октября году исполнится 34 года. Рассказать о той большой работе, которая ведётся в стенах нашего общеобразовательного учреждения по формированию духа патриотизма молодого поколения. Для учителей, учеников и их родителей привычной и родной стала табличка на дверях школы №9. Ну, а те, кто впервые посещают школу, приятно удивляются тому, что школа не простая, а именная имени К.К.Рокоссовского. Ещё больше удивляются тому, что в школе действует музей Боевой Славы Центрального фронта, который носит имя дважды Героя Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского. Как же всё начиналось? 1 сентября 1976 года была открыта средняя школа №9 на 1176 ученических мест. С первых дней работы школы, на первом комсомольском собрании учащихся было принято решение изучить боевой путь, героический подвиг солдат, офицеров и генералов Центрального фронта, которым командовал маршал К.К.Рокоссовский в 1943 году на Курской дуге и освобождавший Михайловский (ныне Железногорский) район от немецко–фашистских захватчиков. В связи с этим 21 декабря 1976 года в день рождения К.К.Рокоссовского был открыт клуб «Следопыт» с целью собрать материал и открыть музей. Руководил клубом первый директор школы А.С.Ревякин. Следопытами стали учащиеся школы. Школьники – следопыты клуба прошли многие сотни километров по дорогам России, Украины, Белоруссии и, конечно, же, Курской области. Они встречались с участниками военных операций, очевидцами событий, переписывались целыми классами, записывали воспоминания ветеранов, собирали их личные вещи, документы, награды, фотографии, участвовали в раскопках на местах боёв, в перезахоронении погибших воинов. На основе собранных материалов, в присутствии ветеранов Центрального фронта, приехавших из городов и сёл Советского Союза и нашего Курского края, 29 октября 1978 года был открыт музей Боевой Славы, которому в 2013 году исполнится 35 лет. С этого момента приоритетным направлением в работе школы стало граданско-патриотическое воспитание. Главными целями и задачами патриотического воспитания и работы музея стали и продолжают ими быть следующие:
В музее выставлены военные мундиры ветеранов фронта: дважды Героя Советского Союза, почётного гражданина г. Железногорска, генерала армии П.И.Батова. Героя Советского Союза, почётного гражданина маршала авиации С.А.Руденко, почётного гражданина г.Железногорска,, генерал-майора Н.И.Горбина, бывшего начальника штаба 65-армии, Героя Советского Союза генерал-полковника И.С. Кузовкова, Генерал-полковника, профессора И.С.Глебова, гвардии полковника В.И. Пятенко, полковника П.С.Стрекалова и многих других. Богатый материал музея широко используется в учебном процессе. Наглядность и достоверность воспоминаний ветеранов помогает убедительно проводить экскурсии, уроки мужества. На таких уроках война предстает «весомо и зримо» в виде пробитых пулями касок, гимнастёрок, мундиров и другой военной амуниции. Музей работает на основе самоуправления школьников. Во главе его стоит Совет музея, состоит из председателя и экскурсионной группы. Экскурсионная группа проводит тематические экскурсии для учащихся школы и города. Тематика их самая разнообразная. Члены Совета музея при поддержке руководителя музея стараются разработать такие темы экскурсий, которые вызывают интерес у учащихся. Адаптируют их на все возрастные категории, тем самым делая их интересными и доступными для восприятия. Количество заявок на экскурсии яркое тому доказательство. Совет музея творчески подходит к своей работе т.к. включает в свой состав настоящих увлеченных этой работой учащихся. Традиции, заложенные первыми следопытами, живут, и по сей день. Это неделя памяти К.К.Рокоссовского, которая ежегодно отмечается в декабре. Вошли в традицию встречи коллектива учащихся и учителей с ветеранами. Приход ветеранов в школу всегда праздник. Эти встречи проходят в тёплой, трогательной обстановке, непременно в музее. Это стало самой главной традицией. Звучат слова приветствия в адрес ветеранов. Вручаются цветы, подарки. Сопровождается всё номерами художественной самодеятельности. Большое внимание в патриотической работе уделяется организации поездок и экскурсий по местам боевой славы, историческим и культурным местам, мемориальный комплекс «Прохоровское поле», п. Свобода, музей Центрального фронта, мемориальный комплекс Большой Дуб, «Ясная поляна», «Спасское-Лутовиново», «Марьино». Материал, собранный в музее, используется учителями-предметниками и классными руководителями в работе. Они регулярно проводят уроки, используя музейный материал. Изучение темы «Великая Отечественная война» в настоящее время немыслима без материалов нашего музея. Здесь можно видеть рукописные и печатные мемуары участников войны, серии документальных повествований. Большой интерес вызывает коллекция газет военного времени и многое, многое другое, заслуживающее внимание и интерес учащихся. Стало традиционным составление тематических экспозиций. Последняя была подготовлена к 65- летию Курской битвы и 70- летию начала Великой Отечественной войны. Школьный музей активное участие принимает во всех научных конференциях по патриотическому воспитанию, которые проходят как на базе краеведческого музея, так и на базе школ города. За успехи в патриотическом воспитании подростков музей отмечен многими дипломами и грамотами. Последние грамоты получили за участие во Всероссийской научной конференции, посвященной 65-летию Курской битвы, диплом 3 степени за участие в городском конкурсе презентаций «Краеведческие чтения» в номинации «Курская битва». За годы существования музея было проведено: более 1500 экскурс, более 600 уроков мужества, более 1000 встреч с ветеранами, более 100 поездок мо местам боевой славы, в музее побывали делегации из ГДР, Никарагуа, Монголии, гости из Чехии, Венгрии, Болгарии. Музей посетили ветераны армии Центрального фронта, научные сотрудники центрального музея Вооружённых сил СССР из города Москвы, работники министерства культуры, корреспонденты различных газет и журналов. Школьный музей является очагом патриотического воспитания, как для нашей школы, так и всего города. Будем считать свою задачу выполненной, если наша музейная деятельность поможет молодому поколению обрести дух патриотизма и готовности к защите своего Отечества.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Сценарий, посвященный окончанию 1 класса «Перешли мы во второй» 5 интересных педагогических приёмов для обучения детей Проблемы, с которыми столкнется молодой учитель Использование интерактивной доски как средсва познавательной активности учащихся Организация современного урока английского языка в условиях реализации ФГОС Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
20 интересных фактов о школах в разных странах Сочинение ученика 11 класса «Этот мир многоязычен» Плюсы хорошего поведения в школе Как выбрать кружок для ребенка: Советы для родителей Польза утренней гимнастики для детей Использование нейропсихологического подхода на уроках русского языка |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены