РАЗРАБОТКИ
|
Практическая ориентация высшего дистанционного образованияС принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ российские университеты стали работать в новом правовом поле. Этот закон официально вводит в правоприменительную образовательную практику ряд новаций (ст.15 и ст.16), которые апробировались в педагогической пространстве в той или иной степени в течение полутора-десятков лет, и которые теперь легально позволяют осуществлять образовательный процесс на новых организационных и технологических основаниях - с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также в сетевой форме взаимодействия при реализации образовательных программ, в том числе, и с зарубежными партнерами. Совокупность используемых при этом информационных электронных ресурсов и технических средств должна обеспечивать, как сказано в законе, «…освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» [1]. Текущий объем российского рынка электронного обучения и дистанционного образования оценивается специалистами в сумму около 8 млрд. руб. при потенциальных возможностях его роста (только за счет вузовского сектора высшего образования без услуг дополнительного и корпоративного обучения) до 130–150 млрд. руб. в год. По данным ряда исследований на фоне масштабов глобального рынка индустрии электронного обучения российский рынок выглядит сегодня еще не достаточно развитым, но обладающим хорошим потенциалом ёмкости и роста. Применение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения сегодня декларируют около 500 российских университетов [2]. Проанализировав современную научную педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что большинство учёных не уделяют должного внимания теоретической разработке и описанию аспектов практической ориентации высшего дистанционного образования. Российское высшее образование долгое время развивалось в рамках знаниевой парадигмы, где развивающий потенциал формирования практических умений и навыков усматривался в самом процессе усвоения знаний. Сегодня устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается процесс обучения в ВУЗе, поэтому актуальной задачей становится не передача знаний от преподавателя к студенту, а обучение студентов умениям приобретать знания. Социально-экономическая ситуация и рынок труда требуют, с одной стороны, наличия у молодых специалистов уже сформированных практических умений, отвечающих требованиям современной реальности и, с другой стороны - умения ориентироваться в информационном пространстве, способности к саморазвитию, мобильности, высокой мотивации, коммуникабельности, личностной зрелости и ответственности. Излишняя теоретизированность и оторванность содержания подготовки студентов от их будущей практической деятельности обычно объясняются несовершенством действовавших до недавнего времени государственных образовательных стандартов, жестко регламентирующих учебный процесс и набор дисциплин. Новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС-3) снимает эти ограничения, поскольку регулирует только 50% общей трудоемкости образовательной программы, предоставляя университетам большую степень свободы. Идеология нового стандарта выражается в терминах компетентностного подхода. Вот почему разработку образовательных программ нового поколения в соответствии с ФГОС мы рассматриваем как благоприятную возможность для реализации (практико-ориентированного обучения) ПОО на системной основе и, что самое важное, в рамках основного образовательного процесса. Вуз, с одной стороны, освобождается от необходимости утруждать себя изобретением мотивационных механизмов для студентов и преподавателей по участию в подобных программах и проектах (они становятся обязательным требованием), с другой - принимает на себя дополнительные обязательства по обеспечению гарантий формирования у своих выпускников компетенций, действительно востребованных профессиональной практикой[3]. В основе практико-ориентированного образования лежит сбалансированное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки. В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями промышленности и социальной сферы многие вузы уже предпринимают конкретные шаги. При этом идея практико-ориентированного обучения в отечественной педагогике стала внедряться в систему высшего традиционного образования уже достаточно давно. Этому способствовало принятие постановления Правительства РФ № 36 от 01.01.2001 г. где были утверждены «Правила разработки и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования», впервые предусматривающие участие в их разработке работодателей, что также должно способствовать сближению теоретического знания и практической деятельности. В соответствии с заданным курсом попытки обосновать значимость практико-ориентированного обучения предпринимаются уже достаточно длительное время. Как писал А.Л. Андреев, сегодня «становится гораздо важнее научиться приобретать знания на рынке труда, так как востребованы не знания сами по себе, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции» [4, с. 23]. Т.е. традиционное образование (ориентированное на усвоение знаний) уступает свои позиции практико-ориентированному которое в большей мере направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность к определённым профессиональным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков [5]. Г.Н. Сериков в конце 20 века обращает внимание на то, что в современных условиях модернизации профессионального образования одной из задач качественной подготовки будущих специалистов, бакалавров, магистров является развитие у них способности самостоятельно добывать знания, решать нестандартные задачи и использовать знания из разных областей для решения профессиональных задач [6]. Особенную актуальность самостоятельная работа студентов приобретает в условиях дистанционного образования. Традиционно под самостоятельной работой понимается форма организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога. В качестве главного признака самостоятельной деятельности определяется не то, что обучающийся работает без помощи преподавателя, а то, что каждое действие им осознается, подчинено цели, которую он сам поставил. Благодаря этому самостоятельная работа способствует формированию готовности студентов к самосовершенствованию, самореализации и самообразованию на протяжении всей жизни. В качестве целевых ориентиров самостоятельной работы в контексте компетентностного и практико-ориентированного подходов выступают: развитие навыков исследовательской и профессиональной деятельности (В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая, Л.М. Конев, О.Р. Михайлова), развитие познавательных способностей и активности, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоорганизации (И.Н. Шумилова); переход от простых видов работы к более трудным, имеющим исследовательский характер (С.Н. Михалева, О.В. Ушникова); личностное и профессиональное становление студентов в ходе освоения позиции субъекта в процессе самостоятельной работы (М.В. Крулехт); формирование готовности к самообразованию и самореализации (В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова). Таким образом, главной задачей самостоятельной работы студентов в вузе является формирование мотивации профессиональной деятельности, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений, развитие трудовых умений и способности использовать полученные знания при решении профессиональных задач, становление компетенций в области самообразования и саморазвития. 1. Аджимуллаева Р. А. Становление практикоориентированных методов обучения в высшей школе [электронный ресурс] // https://clck.ru/327J6j
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены