РАЗРАБОТКИ
|
Развитие субъектной позиции обучающихся - спортсменов в образовательной коммуникацииОбучение в современной школе неразрывно связано с вопросами понимания, проектирования, коммуникации, рефлексии и другими. Это, безусловно, сопряжено с актуализацией проблемы развития субъектности обучающихся, что находит отражение в Законе «Об образовании Российской Федерации», в документах ФГОС, где большое значение придается коммуникативным процессам, пониманию и интерпретации учебных текстов, развитию личностных и метапредметных характеристик обучающихся. Решение поставленных перед образованием задач, в свою очередь, ведет к изменениям в построении образовательной коммуникации, к интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся, требует поиска новых форм, средств, методов, способов обучения (Б.С. Братусь, О.Б. Даутова, М.Н. Невзоров, Ю.В.Сенько, В.И. Слободчиков, М.Н. Фроловская и др.) Под образовательной коммуникацией мы понимаем творческий процесс по созданию смыслов, где ориентация направлена не только на трансляцию знаний, умений и навыков, но и на понимание. Понимание присутствует и в познании, и в коммуникации. Организация образовательной коммуникации предполагает необходимость применения дидактических средств для решения учебной задачи. Мы обращаемся к метафоре, значимому дидактическому средству, которое в последнее время особенно привлекает исследователей, благодаря использованию ее моделирующих возможностей, привлечению художественных метафор для изучения ряда предметов с целью развития метафорического мышления: воображения, творческого потенциала. Одним из интегральных показателей развития выступает субъектная позиция обучающегося (А.Г. Гогоберидзе, Н.М. Борытко, А.В. Москаленко, В.А. Петровского, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская). Прежде всего, это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизни; отношение к миру (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Среди средств развития субъектной позиции обучающегося специалисты выделяют новые программы, учебные курсы, УМК, индивидуальное образовательное пространство школьника, личностно-ориентированные педагогические технологии и способы контроля и диагностики результатов и т.д. (Н.Я. Большунова, О.А. Мойцаколова, А.Д. Рапопорт и др.). На периферии внимания исследователей остается влияние развивающих возможностей метафоры и метафорического проектирования на развитие субъектной позиции обучающегося в процессе организации образовательной коммуникации. Нельзя не отметить, что обращение к развивающим возможностям метафоры способствует активизации самого процесса обучения. Мы опираемся на идеи становления субъектности человека через образование им самого себя (В.М. Розин, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий и др.). Это утверждающееся сегодня направление базируется на развитии культуротворческой функции проектирования и ведет к выделению феномена «проектной культуры» (О.И. Генисаретский). Образование становится проектным действием человека, направленным на преобразование себя. Построение образовательной коммуникации осуществляется как метафорическое проектирование и состоит из этапов:
Каковы же средства метафорического проектирования? Назовем основные: метафора, метафорический текст, метафорическое исследование, мультимедийная интерпретация метафоры. Что дает применение метафоры как средства познания? В первую очередь, -умение наблюдать, сопоставлять, фиксировать полученные данные, во-вторых, - умение абстрактно мыслить, понимать сущность процессов и явлений, умение пользоваться знаками, словами, фразами и, конечно же, - способность формировать знания о различного вида моделях, получение общественно полезного продукта и новых знаний. (Приведем примеры спортивных метафор: «сократить дистанцию», «правила игры», «обманный удар» и др.) Мы использовали эти средства (наряду с другими) в учебной и внеучебной деятельности, вовлекая школьников в пространство текста культуры, текста социума, как правило, в ходе проектной деятельности. Последние результаты были получены в ходе работы в ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением физической культуры № 357 «Олимпийские надежды» (2014г.-2020г.). Был собран «банк метафор» по различным спортивным направлениям: бокс, хоккей, легкая атлетика и др. В результате этой деятельности по «Презентации спортивной метафоры» обучающиеся – спортсмены выходили к описанию, применению (включению в текст), конструированию, интерпретации метафоры, что позволяло им выполнить метафорический перенос на другие области знания. Также обучающиеся участвовали в событийной деятельности по созданию «пространства смыслов», в подготовке и проведении литературно-музыкальных программ: «Недаром помнит вся Россия…», «Маленькие истории о душе», «Залай, «Бродячая собака», «Роберт Бернс и шотландская поэзия», «Если душа родилась крылатой». Результаты, которые мы получили на основе применения методик («Шкала принятия других» В. Фейя; «САН»; «Индекс жизненной удовлетворенности» В.А. Паниной; КОС-2), отразились в положительной динамике изменения параметров характеристики субъектной позиции обучающихся. Обучаясь в школе, юные спортсмены часто испытывают трудности, как объективные (большие нагрузки, расписание тренировок, совпадающее с учебным процессом, выезды на сборы, соревнования, разная программная подготовка), так и субъективные (обучающиеся имеют свои особенности в характере, темпераменте, которые обостряются вдали от дома, от родителей). Чтобы выйти к пониманию учебного материала, решать вопросы, связанные с самоорганизацией, самовоспитанием, мы применяем метафоры спорта (обучающиеся активно принимают в этом участие, представляя разные виды спорта). Метафорическое проектирование способствует развитию самостоятельности суждений обучающихся, выстраиванию диалога с другими участниками образовательной коммуникации, позволяет выйти на осознание своего «Я», т.е. к субъектности, субъектной позиции. Работая над распознаванием («разгадыванием») метафор, над их конструированием, созданием своих метафорических текстов, обучающиеся в различных видах деятельности обретают опыт самостоятельной работы; при этом проявляя творческие способности, выражающиеся, в частности, в выполнении заданий, которые связаны с воображением, фантазией, представлениями, пониманием и интерпретацией текста. Это ведет к постижению смысла текста культуры, обретению субъектом духовных ценностей и свидетельствует о развитии субъектности обучающихся. Литература
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены