РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие субъектной позиции обучающихся - спортсменов в образовательной коммуникации

Обучение в современной школе неразрывно связано с вопросами понимания, проектирования, коммуникации, рефлексии и другими. Это, безусловно, сопряжено с актуализацией проблемы развития субъектности обучающихся, что находит отражение в Законе «Об образовании Российской Федерации», в документах ФГОС, где большое значение придается коммуникативным процессам, пониманию и интерпретации учебных текстов, развитию личностных и метапредметных характеристик обучающихся.

Решение поставленных перед образованием задач, в свою очередь, ведет к изменениям в построении образовательной коммуникации, к интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся, требует поиска новых форм, средств, методов, способов обучения (Б.С. Братусь, О.Б. Даутова, М.Н. Невзоров, Ю.В.Сенько, В.И. Слободчиков, М.Н. Фроловская и др.)

Под образовательной коммуникацией мы понимаем творческий процесс по созданию смыслов, где ориентация направлена не только на трансляцию знаний, умений и навыков, но и на понимание. Понимание присутствует и в познании, и в коммуникации.

Организация образовательной коммуникации предполагает необходимость применения дидактических средств для решения учебной задачи. Мы обращаемся к метафоре, значимому дидактическому средству, которое в последнее время особенно привлекает исследователей, благодаря использованию ее моделирующих возможностей, привлечению художественных метафор для изучения ряда предметов с целью развития метафорического мышления: воображения, творческого потенциала.

Одним из интегральных показателей развития выступает субъектная позиция обучающегося (А.Г. Гогоберидзе, Н.М. Борытко, А.В. Москаленко, В.А. Петровского, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская).

Прежде всего, это способность субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизни; отношение к миру (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Среди средств развития субъектной позиции обучающегося специалисты выделяют новые программы, учебные курсы, УМК, индивидуальное образовательное пространство школьника, личностно-ориентированные педагогические технологии и способы контроля и диагностики результатов и т.д. (Н.Я. Большунова, О.А. Мойцаколова, А.Д. Рапопорт и др.).

На периферии внимания исследователей остается влияние развивающих возможностей метафоры и метафорического проектирования на развитие субъектной позиции обучающегося в процессе организации образовательной коммуникации. Нельзя не отметить, что обращение к развивающим возможностям метафоры способствует активизации самого процесса обучения.

Мы опираемся на идеи становления субъектности человека через образование им самого себя (В.М. Розин, О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий и др.). Это утверждающееся сегодня направление базируется на развитии культуротворческой функции проектирования и ведет к выделению феномена «проектной культуры» (О.И. Генисаретский). Образование становится проектным действием человека, направленным на преобразование себя.

Построение образовательной коммуникации осуществляется как метафорическое проектирование и состоит из этапов:

  • «встреча» - единство эмоционального переживания и осознания обучающимся проблемы (задачи) при работе с метафорическим средством, настрой на диалогическое взаимодействие с текстом культуры;
  • «погружение» - состояние освоения предметной деятельности, осознание смысла метафоры и своего «Я»;
  • «присвоение» - выход на понимание, работа со смыслами, обращение к личностному опыту;
  • «со-бытие», состояние «со-бытийной общности», создание общего смыслового поля при работе с метафорой образовательной коммуникации. Кульминация - совместное проживание События, достижение внутреннего духовного единства, (взаимное принятие, взаимопонимание, внутренняя расположенность каждого друг к другу).

Каковы же средства метафорического проектирования?

Назовем основные: метафора, метафорический текст, метафорическое исследование, мультимедийная интерпретация метафоры. Что дает применение метафоры как средства познания? В первую очередь, -умение наблюдать, сопоставлять, фиксировать полученные данные, во-вторых, - умение абстрактно мыслить, понимать сущность процессов и явлений, умение пользоваться знаками, словами, фразами и, конечно же, - способность формировать знания о различного вида моделях, получение общественно полезного продукта и новых знаний. (Приведем примеры спортивных метафор: «сократить дистанцию», «правила игры», «обманный удар» и др.)

Мы использовали эти средства (наряду с другими) в учебной и внеучебной деятельности, вовлекая школьников в пространство текста культуры, текста социума, как правило, в ходе проектной деятельности. Последние результаты были получены в ходе работы в ГБОУ школа-интернат с углубленным изучением физической культуры № 357 «Олимпийские надежды» (2014г.-2020г.). Был собран «банк метафор» по различным спортивным направлениям: бокс, хоккей, легкая атлетика и др.

В результате этой деятельности по «Презентации спортивной метафоры» обучающиеся – спортсмены выходили к описанию, применению (включению в текст), конструированию, интерпретации метафоры, что позволяло им выполнить метафорический перенос на другие области знания. Также обучающиеся участвовали в событийной деятельности по созданию «пространства смыслов», в подготовке и проведении литературно-музыкальных программ: «Недаром помнит вся Россия…», «Маленькие истории о душе», «Залай, «Бродячая собака», «Роберт Бернс и шотландская поэзия», «Если душа родилась крылатой». Результаты, которые мы получили на основе применения методик («Шкала принятия других» В. Фейя; «САН»; «Индекс жизненной удовлетворенности» В.А. Паниной; КОС-2), отразились в положительной динамике изменения параметров характеристики субъектной позиции обучающихся.

Обучаясь в школе, юные спортсмены часто испытывают трудности, как объективные (большие нагрузки, расписание тренировок, совпадающее с учебным процессом, выезды на сборы, соревнования, разная программная подготовка), так и субъективные (обучающиеся имеют свои особенности в характере, темпераменте, которые обостряются вдали от дома, от родителей). Чтобы выйти к пониманию учебного материала, решать вопросы, связанные с самоорганизацией, самовоспитанием, мы применяем метафоры спорта (обучающиеся активно принимают в этом участие, представляя разные виды спорта). Метафорическое проектирование способствует развитию самостоятельности суждений обучающихся, выстраиванию диалога с другими участниками образовательной коммуникации, позволяет выйти на осознание своего «Я», т.е. к субъектности, субъектной позиции.

Работая над распознаванием («разгадыванием») метафор, над их конструированием, созданием своих метафорических текстов, обучающиеся в различных видах деятельности обретают опыт самостоятельной работы; при этом проявляя творческие способности, выражающиеся, в частности, в выполнении заданий, которые связаны с воображением, фантазией, представлениями, пониманием и интерпретацией текста. Это ведет к постижению смысла текста культуры, обретению субъектом духовных ценностей и свидетельствует о развитии субъектности обучающихся.

Литература

  1. Даутова, О.Б. Учебно-познавательная деятельность школьника в образовательном процессе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 300 с.
  2. Карпук, С.Ю. Проектирование метафорического пространства образовательной коммуникации как средство развития /С.Ю. Карпук //Интернет-журнал «Науковедение», 2013 №6 (19) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2013 — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 6/4. pdf, свободный. – Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
  3. Невзоров, М.Н. Проектирование школы жизни (образ и созидание школы): учеб. пособие. – Хабаровск: ХГПУ, 2000.
  4. Портнягин, И.И. Интеллектуальное развитие школьников-спортсменов./ Вестник спортивной науки. 6 (6) 2012.
  5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены