РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное воспитание обучающихся сельских малокомплектных школИз всех наук, которые должен знать человек, Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, другой – духовно. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились», — сказал В.В.Путин. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности образовательного учреждения. Проблема духовно-нравственного воспитания всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Глубокие изменения в социально- экономической и политической жизни общества привели к смене ценностных ориентиров и в первую очередь оказали большое влияние на подрастающее поколение, что особенно негативно отразилось на духовном, нравственном, патриотическом и трудовом воспитании. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Низкопробные литература, киноиндустрия, средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной размытости критериев нравственности. В обществе в последние десятилетия делается ставка на материальные ценности и низменные чувства людей: деньги, вещи, наживу, развлечения, жестокость и индивидуализм. Следует отметить, что и состояние семейных отношений в последнее время весьма неутешительное. Роль семьи в формировании личности, ее характера, традиций, трудовых навыков, норм поведения и ценностной ориентации значительно снизилось. Многие семьи перестали давать своим детям полноценное воспитание, хуже того они нередко превращаются в рассадник пьянства, мещанско-обывательской психологии, потребительства и лицемерия. Причин такого положения немало. Здесь и нерешенность многих материальных проблем, отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой, спортивной работы с детьми и молодежью. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Мы, учителя, остаемся один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях мы должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу духовно - нравственного воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения. Какими же возможностями и какими особенностями обладает сельская школа в деле формирования духовно-нравственных качеств школьников в условиях ФГОС? В соответствии с Концепцией духовно-нравственное воспитание начинается с воспитания чувства любви к Родине, с патриотизма и гражданственности. Безусловными святынями для каждого должны быть «мать», «отец», «Родина», «мой город», «мое село», «мой дом» и многое другое. [1,с.17] Сельский учитель сталкивается в своей работе в данном направлении с рядом трудностей. Главные среди них: отдаленность от современных очагов культуры, отсутствие необходимой материальной базы в школе, недостаточно высокий культурный уровень жизни современных сельчан, малая степень разнообразия досуговой деятельности, неразвитость системы внешкольных учреждений, ограниченность и замкнутость социума и др. Все эти особенности приводят к необходимости поиска форм, методов воспитания, согласованных с условиями сельской жизни в целях формирования духовно - нравственной устойчивости сельских школьников. Система воспитательной работы нашей школы направлена на реализацию духовно- нравственного развития детей через коллективно-творческую деятельность, которая объединяет нравственное, патриотическое, правовое, трудовое, физическое направления. Традиционными стали мероприятия и праздничные акции, тематические вечера, лектории, семинары, литературные декады и т.д. духовно-нравственной и патриотической направленности. Силами творческих педагогов проводятся мероприятия, посвященные государственным праздникам и памятным датам России: Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню Матери, Дню учителя, празднику «Первого звонка», «Последнего звонка», Недели детской книги, православным датам – Рождества Христова, Пасхе, Масленице. Обучающиеся принимают участие во Всероссийской викторине «Россия. Обычаи и традиции». В результате проекта «Моя родословная» обучающиеся изучили родословную своей семьи, построили генеалогическое древо. Ведь важно знать свои корни, если мы будем помнить о них, значит, и наши потомки будут знать и помнить о нас. С целью формирования важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие, любовь в школе проводится мероприятие «Доброта спасет мир». Театрализованная деятельность обучающихся помогает приобщить их к духовным ценностям, сформировать правильную модель поведения в современном мире и повысить их общую культуру. В мае сотрудники Детско – юношеского центра туризма, краеведения и спорта для учащихся провели комплексное мероприятие по овладению знаниями и навыками безопасного поведения на дорогах. Занятия проходили в форме маршрутной игры, в ходе которой ребята отрабатывали практические навыки с помощью оборудования мобильного автогородка «Лаборатория безопасности». Духовно-нравственное воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, школьники знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края. В результате создания комфорта, атмосферы для релаксации в классе путем озеленения обучающиеся получают практические навыки ухода за комнатными растениям. Также красота, созданная своими руками, является основой в формировании личностных качеств обучающихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда. Мы, конечно, не спасем всех птиц зимой, но благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши сады и парки. Дети понимают, что помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они в свою очередь оберегают наши сады. С целью активизации творческой деятельности школьников, формирования системы ценностных отношений к природе, развития внутренней потребности любви к природе и бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия был проведен конкурс «Елка Эколят – Молодых защитников Природы». Один из аспектов духовно-нравственного воспитания - здоровый образ жизни. Поэтому в данном направлении ведется активная работа. Устраиваются соревнования, выпускаются стенгазеты о здоровом образе жизни. В настоящее время важной социальной проблемой является употребление несовершеннолетними психоактивных веществ и связанный с этим уровень преступности. В рамках профилактики также ведется работа. Недавно прошло мероприятие «Мы против наркотиков» Воспитывать патриотизм помогает уже самый первый урок, с которого начинаем учебный год. Цель этих уроков - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами - флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На таких уроках дети знакомятся с важными историческими событиями, героями страны. Традиционными в школе стали встречи с поисковым отрядом «Хослав». Поисковики показали выездную выставку найденных вещей, принадлежащих в прошлом военнослужащим, как Красной Армии, так и немецким войскам. Выступая перед ребятами, командир поискового отряда «Хослав» Андрей Волоцуев рассказал об истории поискового движения в России, рассказал, кто такие поисковики, чем они занимаются, кто может вступить в отряд. Участие школы в проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы, важная патриотическая традиция. Мы не ограничиваемся проведением концерта, организацией караула у памятника участникам Великой Отечественной войны, школьники поздравляют ветеранов, тружеников тыла, беседуют с ними, записывают их воспоминания. Кроме того, мы проводим акции по благоустройству обелиска, оказанию посильной помощи ветеранам. Стали традиционными декады Милосердия: «Ветераны», «Спешите делать добро», оказание помощи попавшим в трудную жизненную ситуацию, СЛАЙД 18 В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о месте и роли религии и, в частности, православия в нравственном образовании детей. Все больше укрепляется мнение, что светский характер российского государства не должен стать непреодолимым препятствием для осуществления духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения на основе ценностей православия, других традиционных религий в рамках действующей в стране системы государственного общего образования. Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России» прочно вошли в учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях, историях близких для понимания ребёнком, объясняются главные понятия религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история деревни Городище. Здесь стоит прекрасный Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушница». На протяжении ряда лет школа активно взаимодействует с Храмом. Это сотрудничество ставит своей задачей не религиозное обучение детей, а духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения на основе православных, русских традиций, истории России. Обучающиеся нашей школы ежегодно принимают участие в благоустройстве территории храма. Всякое воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно связано с жизнью, опирается на практику и конкретные дела. Налаживая работу с церковью мы исходили из того, что главным в процессе воспитания является привитие ребенку способности сострадать и быть милосердным. Во главу угла был поставлен деятельностный подход, основанный на практической реализации основных поведенческих и моральных приоритетов. В рамках Рождественских чтений проходит конкурс рисунков «Красота Божьего мира». Следует отметить, что совместная деятельность школы и Церкви строится только на добровольной основе, без принуждения и «обязаловки». Для реализации духовно - нравственного воспитания мы активно привлекаем семьи учащихся, Совет школы, сельскую администрацию, сельский дом культуры, библиотеку. В Концепции говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями…» [1,с.20]. Французский философ Гельвеций писал: «Человека с самого начала жизни воспитывают не столько слова, замечания учителей и назидания родителей, сколько сама действительность, вся совокупность условий жизни, устройство общества, в котором он живет, и деятельность, в которой принимает участие». И в заключении хочется отметить, что малокомплектная сельская школа вполне располагает всеми возможностями для воспитания у детей духовности и нравственности. Необходимо только придерживаться следующих правил:
Сельская школа – это социокультурный центр воспитательного пространства села. И только целенаправленная и системная работа образовательного учреждения сможет объединить усилия всех субъектов данной территории на повышение качества образования и воспитания детей в условиях современных требований, предъявляемых к школе. Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в одном из выступлений отметил: Уважаемые коллеги! Пусть жизнь ваша будет спокойной и размеренной, а на вашем пути встречаются только добрые и чуткие люди. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к детям, открыто откликайтесь на проявление ответной любви, будьте сердечны в общении.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены