РАЗРАБОТКИ
|
"Педагогическая философия" - эссе Анискиной Ирины Алексеевны«Мудрость лишь в истине». Столько мыслей суетится в голове, столько можно всего рассказать, доказать, только написать всегда труднее. В чём же моя педагогическая философия? В дословном переводе «философия» означает «любовь к мудрости». А обладаю ли я этой самой мудростью в свои сорок лет? И в чем заключается педагогическая мудрость вообще? Д. Джордан писал, что «мудрость состоит в том, чтобы знать как поступать в следующий момент…». Учитель просто обязан быть мудрым в силу своей профессии, мудрым «в квадрате», даже «в кубе», если хотите. Мудрым по отношению к самому себе, к своим ученикам и воспитанникам, к их родителям. Этот «равносторонний треугольник» стоит на первом месте в учебно-воспитательном процессе. Именно равносторонний, ведь все стороны его должны быть основными, равными, особенно в рамках современного образования, когда ученик учитСЯ, учит себя сам, а мы, педагоги, лишь направляем этот процесс в нужное русло. Как отметил немецкий педагог Адольф Дистервег: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». И это правильно, ведь накормить голодного – мало, научить зарабатывать или дать работу – это истинная добродетель. Такая цель нового образовательного стандарта и для учителей совершенно иная, поэтому и мы учимся заново, осваивая новые приемы, методы и средства обучения. Можно ли при этом обойтись без мудрости? - Не получится. Мы даем советы и рекомендации родителям, не ругаем их детей, как было в советском образовании, когда родители неуспевающих учеников боялись и стыдились приходить на собрания. Сейчас мы находим в каждом ребенке положительные стороны, корректируем недостатки, доводим до сведения родителей все недочеты и пробелы в знаниях, мотивируем их на совместную деятельность по устранению нежелательных моментов. А это порой бывает непросто, и, если учитель с этим успешно справляется, то его можно смело называть мудрым педагогом. Иногда собственной мудрости недостаточно, и мы прибегаем к советам опытных коллег и выдающихся деятелей науки. Мне, например, в работе помогают слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления». Я проверила их значимость на практике и поняла, что это абсолютно правильное изречение. Стоит удивить ребенка и сразу повышается его школьная мотивация, причем независимо от предмета и темы. Хочу дать совет: прислушивайтесь к словам мудрых людей, великих мыслителей - философов, вдумывайтесь в их значение и помните высказывание древнегреческого философа Пифагора: «Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней». Я стремлюсь, и, надеюсь, что с годами мне будет легче находить ответы на все интересующие меня вопросы, что я буду всегда поступать справедливо, правильно, а значит - мудро. В заключение хотелось бы рассказать одну старую притчу, которая, на мой взгляд, учит добродетели без лишних слов и наглядно демонстрирует мудрость учителя. — Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. — Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. — И это всё? — недоумённо спросил ученик. — Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: — Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. — То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены