РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках математики

Математика

Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе - главная задача современного общества, в решении которой проблема развития детей в условиях семьи и школы является центральной. Именно поэтому одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Именно поэтому задача педагогов – защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.

Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:

  1. эколого – гигиенические (природно – средовые),
  2. организационно – педагогические,
  3. психолого – педагогические.

Если устранение травмирующих факторов первых двух групп – дело государства и администраций всех уровней, то решение психолого – педагогических проблем целиком и полностью возлагается на учителя.

Из множества таких проблем я остановлюсь на четырех и поделюсь приемами, заимствованными у моих учителей-наставников и своих собственных, которые помогают сгладить или снять их остроту. Итак.

1. Организация рабочей обстановки, настрой детей на восприятие, запоминание и отработку материала.

Ясно, что ничто так не травмирует ученика на уроке, как шум, гам, неразбериха, связанные с этим нервозность и повышенный тон разговора учителя. Любой, даже самый шумный класс можно привести в порядок простым обращением: «Дети! Откройте тетради Запишите - число, классная работа». Ни в коем случае не делать при этом безадресных, общих замечаний типа «Прекратили шуметь!», «Замолчали!» «Успокоились!», а обращаться к нарушителям конкретно, поименно. Использовать этот момент вынужденного затишья для привлечения внимания к материалу урока.

За годы своей учительской практики мне довелось встречаться и с более радикальными и креативными способами организации детей на работу. Так, к примеру одна из моих коллег на полную громкость врубила запись собачьего лая, а потом предложила притихшим детям разговаривать по-человечески и начала урок.

2. Повышение интереса к предмету.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится. Ясно, что дело, которое интересно и захватывает ребенка, не вызывает утомления. Следовательно, следует делать все, что повысит интерес к учебному материалу – опираться на интересные исторические и жизненные факты, закручивать интригу, применять необычные сравнения, использовать ассоциации с жизненными ситуациями.

Начало урока «Прямоугольник. Ромб. Квадрат»: «Жил-был папа – параллелограмм и было у него три сына: прямоугольник, ромб и квадрат. Все они были похожи на своего отца, сыновья все-таки, (далее шло перечисление общих свойств). Но каждый все же отличался от отца у каждого были и свои собственные свойства …»

При введении координат точки на плоскости: чтобы дети не путали порядок следования координат, проводим аналогию с устройством наших домов: сначала мы заходим в нужный подъезд (по горизонтальной оси OX), а затем поднимаемся на нужный этаж (по вертикальной оси OY).

Начать урок по теме «Признаки делимости на 3 и 9 можно и так: «Ковбой Джо зашел в бар и попросил 9 коробок непромокаемых спичек, цену которых он не знал. Бармен потребовал 11 долларов 80 центов. Джо вытащил кольт и закричал: "Обсчитать хочешь?!" Бармен быстро назвал другую сумму. Дети, хотите узнать как Джо догадался об обмане?»

Или, послушайте правило умножения одночлена на многочлен: «Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно этот одночлен умножить на каждый член многочлена и полученные произведения сложить». Это правило становится абсолютно понятным, если рассмотреть действия кондуктора в трамвае: кондуктору необходимо подойти к каждому пассажиру и продать ему билет. Для некоторых детей это правило так и остается «правилом трамвая».

Нельзя забывать об играх на уроке, особенно на уроках в среднем звене. Взять, например, уроки отработки вычислительных навыков в 5 – 6 классах (а их там – основная масса).

Одно дело - выполнять скучные примеры, другое дело, если выполнив их, будут отловлены «шпионы» - числа, не являющиеся ответами ни к одному из данных примеров.

Очень популярны сейчас и задания на соотнесение ответа к предложенному заданию конкретной букве, в результате чего выстраивается слово, которое можно обыграть по усмотрению учителя и как тему урока, и как вводное слово для ознакомления с историческим и пр. материалом.

3. Создание у учащихся ситуации успеха.

Уходя с урока, ученик должен чувствовать, что время потрачено не зря, что он что-то узнал, чего-то добился. А для этого каждый ученик должен быть опрошен тем или иным способом. Идеальный вариант – работа в компьютерном классе. Но можно и по старинке - проведение обучающих работ через копировку. Оригинал отправляется учителю, по копии ведется проверка только что выполненной работы и самим учеником выставляется предварительная оценка за нее. Интерес к допущенным ошибкам настолько велик, что оценка становится для ребенка второстепенной, (тем более, что при проведении обучающей работы ее можно и не выставлять в журнал), ему гораздо важнее понять, где и какая ошибка допущена.

Ну, и конечно, опрашивая учеников, необходимо учитывать и качества их характера, и уровень их подготовки – каждому свое. Сильным – каверзные вопросы, слабым – попроще.

4. Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

В младших классах для снятия эмоционального напряжения можно использовать физкультминутки. Идеально, если предлагаемые упражнения органически вплетаются в канву урока. Их легко «привязать» к выполнению заданий на определение истинности высказывания. «ДА» - хлопок руками над головой, «НЕТ» - присед; «ДА» - поворот туловища влево, «НЕТ» - вправо; и т. д. Вариантов - тьма.

Использование на уроке присказок, пословиц, шуток также способствуют психологической разгрузке учащихся В этот момент процесс обуче¬ния как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение.

При рассмотрении тождества (Чему равен синус угла, синус которого равен а?), основного логарифмического тождества (Чему равна степень числа а с показателем, в который нужно возвести число а, чтобы получить число b?): присказка «Как зовут человека, имя которого Иван?» помогает детям осознать действительную простоту кажущихся безумно сложных равенств.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание).

5. Формирование мотивации к здоровому образу жизни

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Уроки математики позволяют использовать материал, способствующий формированию здорового образа жизни. Он призван заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю отрабатывать учебный материал. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы учащиеся привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. В ходе решения заданий ученики могут взглянуть на основные жизненные процессы глазами математика. Математическое содержание заданий соответствует прохождению программы в течение учебного года, задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы на различных этапах урока.

Примеры задач.

  1. Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов?
  2. Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек, что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?
  3. В школьные годы наиболее рациональным является четырехразовый режим питания: первый завтрак составляет 25%, второй завтрак – 15%, обед – 25%, ужин – 20% дневного рациона. По этим данным постройте круговую диаграмму.
  4. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.

В заключение напомню рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.
  5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
  6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
  9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
  10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Считается, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

И наконец: «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы» (Томас Карлейль - британский писатель, историк, философ)

Список литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.
  2. Кущ Н.Г. Здоровьесбережение на уроках математики. Методическое пособие. 2008
  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  4. Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены