РАЗРАБОТКИ
|
Развитие познавательной самостоятельности на уроках географии посредством использования инструктивных картСидорова Лариса Геннадьевна В период перехода общеобразовательной практики в России на государственные стандарты 2-го поколения (ФГОС -2) возрастает ответственность учителя за организацию учебной деятельности школьников, обеспечивающую социализацию детей и развитие их творческого потенциала. Перед современным преподавателем любого предмета, в том числе и географии на первое место ставятся задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Новые требования стимулирует преподавателя искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития, самореализации обучающихся. Как научить детей думать, действовать, учиться? Как спланировать урок, чтобы каждый ребенок стал его активным, полноценным участником, даже слабый и не желающий учиться, каждый мог самореализоваться? Личностно – ориентированный подход как раз обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление её индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно - ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. Тем самым оно способствует развитию у обучающихся высокой познавательной и творческой активности в процессе овладения знаниями, стремлению к учению, самостоятельности, самоопределению, самореализации и самоутверждению. Своеобразным социальным заказом в области воспитания и образовании становится формирование самостоятельности как качества личности школьников. И именно основная школа, как никто другой, отвечает за одну, но чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности – учебную самостоятельность, которая является ключевой педагогической задачей образования и рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Самостоятельность – крайне необходимое в учебной деятельности качество для детей. В связи с этим ключевой компетенцией школьника является учебная самостоятельность. Развитие самостоятельной познавательной активности обучающихся обеспечивает усвоение обучающимися способов практической и интеллектуальной деятельности и признается ведущей целью школьного образования. Функции самостоятельной работы:
Развивающий характер обучения во многом определяется подвижностью структуры учебного процесса и способами управления познавательной деятельностью. С этой целью я использую различные нетрадиционные методы и формы проведения уроков географии, активно использую инструктивные карты, с помощью которых делаю акцент на развитие самостоятельности. Обучение с помощью инструктивных карт — это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Педагогическая ценность инструктивных карт заключается в том, что они представляют собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. Познавательная деятельность учащихся при выполнении самостоятельной работы направляется заданием - инструктивной картой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д. Инструктивная карта – это средство организации самостоятельной работы обучающихся, включающее, помимо содержания, указания о правилах выполнения работ, это карты-задания, материалы для освоения практических умений и навыков по географии. В инструктивных картах представлена информация двух видов:
Инструктивная карта раскрывает изучаемую операцию с двух сторон: «что делать» и «как делать». Главное в карте — «как делать» - в этом суть инструктивных указаний и пояснений к каждому элементу карты. Такие указания и пояснения должны быть сформулированы четко, сжато, максимально доходчиво, но в то же время полно по содержанию. Карты позволяют не только описывать ход выполняемой работы, но и уделить внимание наиболее существенным моментам, таким как актуализация знаний по теме, практические действия, теоретическое обоснование выполняемых заданий. В инструктивных картах обычно выделяют следующие разделы:
Их последовательность и структура могут быть изменены. Могут быть добавлены разделы – справочный материал; повторение пройденного; на заметку; порядок выполнения работы; задания предварительной проработки; подведение итогов; закрепление материала; домашнее задание и т.д. (на усмотрение преподавателя). Наибольший эффект использования инструктивных карт дает способ, когда они имеются у каждого учащегося на его рабочем месте, которые имеют возможность обратиться к карте в любое время и в любых условиях. Немаловажную роль играет и руководство педагога. Большое значение на начальных этапах имеет четкая постановка задачи, а также инструктаж к работе, в процессе которого учащиеся осмысливают сущность задания, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность учащихся к занятию, направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. На первых этапах применяются инструктивные карты, в которых, наряду с раскрытием рациональной последовательности выполнения учебно-производственных работ, приводятся инструктивные указания и пояснения, необходимые для правильного и качественного их выполнения. На поздних этапах обучения широко применяются инструктивные карты без инструкционных указаний. Последовательно от занятия к занятию наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ. Самостоятельность учащихся разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности. При использовании инструкционных карт соблюдаются следующие принципы дидактики:
Продуктивность использования инструктивных карт на уроках географии заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, взаимоконтролю и самоконтролю. Такая форма обучения воздействует и на эмоциональную сферу личности, создавая надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс, тем самым затрагивается все аспекты процесса самореализации. Применение инструктивной карты занятий или карточки позволяет добиться: экономии времени на объяснение выполнения работы; использование дополнительного наглядного материала в виде рисунков, логических схем, опорных конспектов, работы с немыми рисунками, таблицами, дидактическими играми, работы с текстом; самостоятельности обучающихся; поставленной цели, создает творческую атмосферу познания, активизирует мыслительную деятельность, способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки самостоятельности, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся. Использование в обучении географии инструктивных карт позволило нам с обучающимися достигнуть определённых результатов: усиление положительной мотивации к изучению предмета, рост творческой познавательной активности учащихся на уроках географии, возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Сегодня в условиях высокой конкуренции учебная стратегия, подобно военной стратегии Суворова, должна отличаться исключительной активностью и решительностью. Как говорил великий полководец, который не потерпел ни одного поражения в своей военной карьере: «Тяжело в учении, легко в бою». Выиграет тот, кто сможет эффективно систематизировать теоретическую базу, освоить практические навыки и завязать как можно больше контактов профессионального свойства. Инструктивная карта по теме «Воды суши. Болота», 5 класс Библиографический список
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Разговоры о важном «День матери» Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены