РАЗРАБОТКИ
|
Духовно-нравственное воспитание в работе классного руководителяДуховный - …всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. Нравственность– внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем, так или иначе, думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое как никогда проявляет активную заинтересованность в будущем Российского образования. Всё больше совершенствуется, модернизируется, усложняется учебный процесс. Никогда ещё не было столько программ, конкурсов, проектов. Но, к сожалению, большинство этих нововведений ориентировано на общемировые стандарты: функциональную грамотность, компетентность и, как конечную цель, деловой успех, отодвигая на вторые позиции процесс привития общечеловеческих ценностей. Уже, в который раз, в истории Российского образования, нарушается баланс основных функций школы – обучения, воспитания и развития. Неся ответственность за вверенных нам детей, не умаляя значимости обучения, мы должны думать и о том, какими они придут во взрослую жизнь – расчетливыми и рациональными или нравственно зрелыми личностями. Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже веков, явившиеся не лучшим временем для нашего Отечества, для нашего общества. В сознании людей постепенно укоренился приоритет материальных интересов над духовными, ощущается распад морально-этических норм в обществе. За утратой нравственных ценностей как следствие появились духовный вакуум, безразличие к судьбе своей страны, своих соотечественников. В создавшихся условиях становится затруднительным дальнейшее поступательное развитие страны во всех сферах её жизнедеятельности. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремления возродить национальную идею России, изменить сознание граждан. Особо ценными в этом направлении стали шаги, предпринимаемые государственными органами и общественными организациями для создания условий, при которых у подрастающего поколения россиян формировались бы духовность, нравственность, чувство гордости за славную историю Отечества, вырабатывалось бы стремление участвовать в созидательной жизни и укреплении страны. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России должны ориентироваться на систему духовно - нравственных ценностей (представлений), включающих в себя:
Эта проблема стоит и перед нами, именно её я сделала ключевой в воспитательной работе классного руководителя. Цели воспитания:
Задачи воспитания:
Для достижения поставленных целей использую
Руководствуюсь принципами:
В процессе воспитательной деятельности участвует весь педагогический коллектив, дети, родители, а так же наше социальное окружение (сельская библиотека, сельский ДК). Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Исходя из этого, содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. Я выбрала направления воспитательной деятельности через формирование следующих ценностей
К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр. Формы работы с учащимися
Формы работы с родителями
Работа по духовно-нравственному воспитанию проходит в рамках образовательного и воспитательного процесса. В школе проводятся традиционные праздники, в которых мы принимаем самое активное участие:
Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей. Основной формой работы классного руководителя является классный час, где школьники под руководством классного руководителя включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру, друг к другу, к самому себе. Для планирования и проведения классных часов я активно привлекаю учащихся, родителей, которые помогают мне определить тему и проблемные вопросы для обсуждения. Нами разработаны и проведены классные часы: «Пушкины и Гончаровы в Зарайске», «Семья – это то, что с тобою всегда», заочная экскурсия по местам боевой славы, посвященная 630-летию Куликовской битве, акция «Георгиевская ленточка» и т.д., которые помогли увидеть развитие нашего классного коллектива и каждого учащегося, развили коммуникативные навыки, способствовали формированию нравственных ценностей, свободы мышления, воображения, творчества. Каждый классный час заканчивается рефлексией нашей коллективной творческой деятельности – это или анкетирование, или беседа которая, которая заканчивается словами: « Я понял, что… или Теперь я постараюсь…или Мне было интересно и хорошо». Такая рефлексия помогает мне определить вектор дальнейшего развития воспитания личности. Современный учитель – воспитатель должен уметь ненавязчиво раскрыть перед ребенком перспективу его роста и развития. Показателями эффективностями педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка. Отследить это мне помогают специальные методики (социометрия, личные педагогические наблюдения, тестирование, анкетирование). Данные психологической диагностики 7 -го класса показывают положительную динамику межличностных взаимоотношений в коллективе. Наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка. Пройдёт время, и я думаю, станут, заметны результаты длительной работы по воспитанию у детей чувства любви и доброты. А, как известно, любовь и доброта начинается с любви к людям, прежде всего близким, и к природе. Дети учатся любви и доброте у нас. Поэтому работа по нравственно-эстетическому и духовно-нравственному направлениям определила возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству. Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира. На примерах героизма людей воспитывается чувство любви и преданности родному краю. Содержание уроков и внеклассных мероприятий, связанных с культурой, литературой развивают у детей способность яснее замечать окружающую действительность, интересоваться прошлым, задумываться о будущем. Не это ли основа духовно – нравственного воспитания? Поэтому в качестве дидактического материала нужно как можно больше использовать художественные произведения, знакомящие с историей родного края, знаменитыми людьми, с основами православной культуры. А проведение бесед, классных часов, Уроков Мужества, посещение городских музеев, организация экскурсий, походов по родному краю, сотрудничество со школьной и городской библиотеками, взаимодействие с семьями и изучение семейных традиций, проведение праздников, организация различных выставок, конкурсов, эстафет способствуют активной социализации, заинтересованности учащихся, их любознательности и вовлеченности в деятельность. Я часто провожу такие мероприятия, использую при этом мультимедийное оборудование. В этом году нашим классом был проведен открытый классный час для учащихся 5-6 классов «Георгий Победоносец – символ победы добра над злом». Посещаем краеведческий музей и Зарайский кремль. Весной мы планируем совершить экскурсию в Даровое. Хочется отметить, что это не только теоретическое описание процесса воспитания, а система работы, практически доказывающая результативность данного подхода. Благодаря такой работе, нам есть чем гордиться:
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы в школе, в классе, в семье, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены