РАЗРАБОТКИ
|
Модернизация воспитательной работы в школе: стратегия, ценности и смыслы31 июля 2020 года Президентом РФ был подписан Указ о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, с 1сентября 2020 г. закон вступил в силу. Изменения направлены на то, что воспитание должно быть нацелено не только на развитие личности ребёнка, создание условий для его самоопределения и социализации, но и на формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, человеку труда и старшему поколению, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде. Т.е. изменилось само представление о патриотизме в воспитании. Если раньше мы связывали с патриотизмом военную тематику, теперь в теме патриотизма мы говорим о любви к своей Родине, в том числе Малой, о любви к своим близким, природе и т.д. Таким образом тема патриотизма стала более многогранна, что дает нам больше возможностей и вариаций в работе как с детьми, так и родителями.
На данный момент важнейшим нормативным документов в сфере воспитания является «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года. В 2021 году по Указу Президента РФ в 10 пилотных регионах России были введены новые ставки Советников директоров по воспитанию. Наша школа принимает участие в этом пилотном проекте, что так же можно рассматривать как модернизацию воспитания в школе. Меняется социальная ситуация и возникла необходимость создать такую программу воспитания, которая позволила бы избежать прошлых ошибок. Ценности как основа воспитания
Министерство просвещения уже выпустило примерную программу воспитания, в которой отражены основные составляющие воспитательного процесса. Включает 4 раздела: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», «Цель и задачи воспитания», «Виды, формы и содержание деятельности», «Основные направления самоанализа воспитательной работы». ( В конце сентября 2021 года новая рабочая программа воспитания претерпела некоторые изменения. Изменена была под новый ФГОС 3 поколения, который вступит в силу в 2022 году. Она базируется уже на 3 основных разделах: целевой, содержательный, организационный. В инвариантные модули были добавлены к предыдущим: основные общешкольные дела, внешкольные мероприятия, предметно- пространственная среда, профилактика и безнадзорность, социальное партнерство. Изменения были необходимы в связи с обновлением ФГОС. В нашей школе программа была переработана и соответствует новой обновленной программе воспитания.) Принципиальное отличие разработанной программы заключается в том, что она носит модульный характер: модули отражают основные направления деятельности по воспитанию в образовательной организации. Эти модули возникли не случайно: изучалась массовая практика и анализировались предыдущие программы воспитания. (Программа разрабатывалась Институтом воспитания и детства, который тоже является новшеством для нас, а значит и элементом модернизации системы воспитания) Всё это позволило разработать модули инвариантные, которые встречаются фактически в каждой школе, и вариативные, которые школа может выбирать и дополнять. Модульный характер даёт некую свободу для образовательных учреждений, поскольку они действуют по заранее проложенному пути, но могут добавлять и свои модули. Кроме того, они не носят привычные названия по направлениям: патриотическое воспитание, эстетическое воспитание и прочие. Каждый модуль может реализовать разные воспитательные направления, при этом определённые приоритеты для конкретного модуля остаются. Например, если ребёнок идет в поход – это не только, например, экологическое воспитание, присутствует и патриотическое, и нравственное воспитание. Инвариантные модули характерны фактически для всех школ: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Что касается вариативных модулей, то здесь разнообразие значительно больше: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды». Учитель начальных классов, он же классный руководитель, имеет возможность реализовывать практически все модули рабочей программы воспитания. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, я организую: работу со всем коллективом ребят, а также индивидуальную работу с учащимися; работу с учителями, преподающими в данном классе, например, с учителями английского языка для достижения более высоких результатов их работы. В рамках данного модуля еженедельно провожу классные часы. Новая философия воспитания требует от нас проведения мероприятий в новых форматах. Поэтому классные часы стараюсь проводить в виде квестов, квизов, конференций, диспутов. Это интересно детям. Они с удовольствием воспринимают материал, т.к. эти форматы ближе современным ребятам. Модуль «Школьный урок» Модуль «Школьный урок» нам, учителям начальных классов, реализовать гораздо проще, т.к. мы ведем практически все предметные области у наших детей. В каждом уроке всегда есть воспитательные смыслы и задачи. Поэтому именно этот модуль дает нам большую возможность достигнуть нужных результатов в воспитании, которые нам диктуют Федеральные концепции. Наши учебные занятия сами по себе имеют современный формат, т.к. соответствуют ФГОС. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах. Внеурочная деятельность вошла в нашу практику вместе с ФГОС. На ней ребенок «добирает» нужные ему знания, опыт и практики, которые не успевает получить во время учебных занятий. В рамках внеурочной деятельности работаем над проектами по различным областям, оказываем шефскую помощь, участвуем и в социальных проектах. Например, делали кормушки для птиц. Это был проект, который позволил проявить социальную активность, а так же улучшить детско- родительские отношения, т.к. в проекте были и дети, и родители. По- моему, получилось совсем неплохо. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном вопросе. На мой взгляд, этот модуль наиболее приоритетный, т.к. родители – наши партнеры в вопросах воспитания и обучения. Работу с родителями стараюсь выстраивать на принципах позитивной педагоги. Современное пандемийное время научило нас работать в постоянном и тесном контакте с родителями. Множество чатов в мессенджерах, онлайн- родительские собрания. Все это позволило выстроить нашу работу в более плотном взаимодействии. Модуль «Самоуправление» Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. В этом модуле ведем большую работу, т.к. здесь находятся традиционные мероприятия нашей школы. Это и День знаний, День грамотности (8 сентября), День матери и День отца и т.д. Дети всегда с интересом и желанием принимают участие в этих мероприятиях. Поэтому, на мой взгляд, за этим модулем большое будущее. Именно в нем достигаются глобальные цели в воспитании. Модуль «Детские общественные объединения» Это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В нашей школе действует ДОО «Гармония», членами которого являются мои ребята. В конце декабря 2021 года в нашей школе появилось Первичное отделение «Российского движения школьников», которое мы тоже начали осваивать. Надеюсь, что это даст нам возможность выполнять Федеральную повестку воспитания. Модуль «Школьные медиа» Цель школьных медиа– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация; размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников; озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей; благоустройство классных кабинетов. В современном мире особую роль играет волонтерство. В нашей школе модуль «Волонтерство» также добавлен в рабочую программу воспитания. Это участие обучающихся в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтёрство может может быть событийным и повседневным. Событийное – это разовые акции, повседневное – постоянная деятельность обучающихся. Например, посильная помощь пожилым людям, сбор помощи для нуждающихся, приюту для животных, акции «Будь здоров», «Каждой пичужке - своя кормушка», участие в организации праздников, благоустройства. Научиться помогать бескорыстно не так просто. Еще одним современным направлением, которое необходимо развивать в школе, является наставничество. Причем в роли наставляемого всегда будет ученик, а в роли наставника как сами ребята, так и педагоги, представители предприятий, органов власти разных уровней. Программа наставничества не столько дает представление о высших человеческих ценностях, сколько помогает осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности. Подводя итог, еще раз подчеркну, что все вышеперечисленное о модернизации воспитательного процесса отвечают духу времени. Главная цель их – воспитание духовно-нравственной, патриотически настроенной личности, человека, которого можно отпускать во взрослую жизнь, человека, которым мы будем гордиться. Важно, кем станет наш выпускник, но еще важнее, каким человеком он будет в жизни. И во многом ответы на эти вопросы зависят от нас с вами. И напоследок слова гениального воспитателя А. Макаренко «Научить ребенка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно»
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены