РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Использование техники оригами на логопедических занятиях с детьми ОВЗ

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Современные статистические данные свидетельствуют о том, что распространенность речевых нарушений среди учащихся начальных классов достаточно велика и продолжает увеличиваться. По результатам моего логопедического обследования нарушения звукопроизношения имеют более 50% обучающихся первых классов, а дисграфия проявляется у 53% учащихся вторых - третьих классов, причем в большинстве случаев она проявляется в смешенной форме (40,3%), т.е. особо тяжелая.

Для детей с ОВЗ характерны не только проблемы в речевом развитии, но и другие сложности, которые необходимо учитывать при проведении коррекционно-образовательной работы:

  • быстрая утомляемость;
  • сниженная работоспособность;
  • сниженная познавательная активность;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • часто встречающиеся нарушения тонуса, особенно в области лица и кистей рук;
  • низкая координированность движений;
  • сложности в понимании инструкций, установлении контакта, коммуникации.

В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и приёмы для устранения недостатков речи. Среди современных инновационных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.

Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Искусство оригами интригующая загадка и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус – это чудо! В одном листике скрыты невероятное множество различных образов: и традиционные кораблики и самолетики, и причудливые драконы и птицы, животные и другие интересные птицы. Как и в любой игре, главное здесь удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
В развитии детей с ОВЗ оригами имеет огромное значение. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия.

В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов таких как Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван Л. В. Пантелеевой, М. Кемпбел, Р. Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие раскрыта сущность оригами. Это искусство, которое:

  • помогает развивать художественный вкус и логику;
  • эффективно способствует формированию пространственного воображения;
  • развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме), способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
  • активизирует мыслительные процессы;
  • совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
  • развивается глазомер;
  • дисциплинирует;
  • воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
  • влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;

В своей работе с детьми ОВЗ я использую технику оригами, для развития мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию речи.

В процессе коррекционных занятий одна из главных составляющих – является организация игрового сюжета. Для того чтобы процесс речевой коррекции был оптимально эффективным, учеников нужно заинтересовать. Я предлагаю своим ученикам отправиться в путешествие или выполнить задания такого персонажа, как Говорушка. Вся прелесть в том, что такую игрушку ребенок делает себе сам, создает своего собственного Говорушку. Ученик вкладывает свои силы в поделку, раскрашивает героя, придумывает ему имя, поэтому в дальнейшем он с радостью будет заниматься вместе со своей игрушкой.

Сам Говорушка может быть в самом разнообразном исполнении, главное, чтобы ребенок мог контролировать рот игрушки, и синхронизировать движения своих рук и своих органов артикуляции.

Среднее время изготовления фигуры учениками около – 6 минут.

С такой поделкой можно выполнить самые разнообразные игры и задания. Вариантов игры и заданий очень много. Я представлю вашему вниманию некоторые из них:

  • поделку можно применить для дыхательных упражнений на занятии.
  • на игрушке можно изучать органы артикуляции или показать правильный уклад органов артикуляции для выполнения гимнастики или постановки звуков.
  • инсценировать сказку/диалог.
  • на этапе дифференциации звуков можно предложить ученикам произносить слоги при этом ребенок открывает рот одной игрушке с одним звуком, а с другим – рот у другой игрушки.
  • при дифференциации твердых и мягких звуков открыть рот зеленой лягушке на мягкий звук, синей – на твердый и т.д.
  • при изучении темы «Звуки и буквы» подобрать слова с использованием начальных букв слова (Камень, Озеро Торт - КОТ (сделали мордочку кота)), составить слова по конечному звуку: кенгурУ, ананаС, часЫ-УСЫ (нарисовали усы коту). Составить слова по второму звуку: уСы, лОдка, сМородина - СОМ (сложили сома и нарисовали усы).
  • Игра «Кто, где живёт»: дети делают два домика: один с трубой, другой с верандой. Необходимо выделить первый, второй или любой указанный звук, количество звуков в слове и поместить картинку в определённый дом. Например: В слове СЛОН - 4 звука, он живёт в доме с верандой. В слове СОМ - 3 звука, он живёт в доме с трубой.
  • Также очень хорошо применять модульное оригами, т.е. те фигуры, которые состоят из нескольких простых деталей (короны, звёзды, орнаменты). Например: фигура «Корона», ее можно использовать при определении 3-4 слогов в слове. Для этого за 3-4 минуты делаются заготовки. Ученики быстро соединяют их между собой при определении количества слогов в слове.
  • Игра «Цветок». 1 вариант: ученики складывают по лепестку от цветка. Логопед или ребенок (зависит от возраста) пишет слог (например: - РО, - МАШ, -КА и т.д.). Составляют цветок с произношением слова на данный слог, можно с заданным количеством слогов. 2 вариант. «Цветок» уже сложен взрослым, ребенок «отрывает» по лепестку, разворачивает его, читает свой слог, подбирая конец слова на заранее приготовленных карточках. Например: Ма-ши-на, по-го-да и т.д. Затем составляют словосочетания и предложения с этими словами.
  • несложные фигуры можно использовать при работе над темами: предметы, признаки, действия.
  • Игра «Передвижение». В игре отрабатываются правила употребления глаголов движения и падежных форм существительных с предлогами, составление предложений и рассказов. Ученикам предлагается сделать «Ворону» и придумать, куда летит его ворона. Предлагаются вымышленные маршруты (лес, пляж, магазин, детская площадка и т.д). Также можно указывать место, куда должна долететь ворона, а каждый ученик составляет и проговаривает маршрут. Например: «Ворона летела через лес и села на пенёк». «Ворона прилетела на пляж и окунула клюв в воду». «Ворона прилетела на детскую площадку и громко закаркала».
  • Игра «Угадай - ка!». В этом задании хорошо вернуться к «Мордашкам». Они делаются легко, быстро и, как правило, дети умеют без чьей-либо помощи сделать их самостоятельно. Предлагается:1. Каждому ребёнку сделать мордочку (лисы, кота, бычка, собаки). 2. Составить устно предложение. 3. Выложить из карточек или начертить на доске схему предложения, где предмет «мордашка». 4. Предложить остальным учащимся составить своё предложение по предложенной схеме: Кот поймал мышку. Мышку поймал кот.
  • и конечно поделку оригами используем в качестве реквизита для игры.

В своей практике используя технику оригами на логопедических занятиях в течении двух лет, наблюдается положительная динамика:

  • повышается объём знаний и представлений об окружающем их мире;
  • обогащается и активизируется словарь у детей.
  • Совершенствуется мелкая моторика рук.

Речь у детей становится более связанной, появляются сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Дети свободно вступают в диалоги со взрослыми и сверстниками. Одновременно изменяется отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий. Повышается культура речи.

Литература

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: Аким,1995.-208с.
  2. Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М.: Аким, 1996. - С. 64 - 73.
  3. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.) / Ред. С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1996. - 160с.
  4. Выгонов В.В. Оригами 1-4 классы. – М.: Издательство “Экзамен”, 2013 г., 95 с.
  5. Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2013. – 144 с.
  6. Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены