РАЗРАБОТКИ
|
Заметки воспитателя детского оздоровительного лагеряРабота воспитателя в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) заключается не только в обеспечении безопасности жизни и здоровья детей, но и в непосредственном их «воспитании». Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 2, воспитание это: «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».[ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: https://u.to/lVpMDg (дата обращения: 27.06.2021).] Рассмотрим две возрастные группы, которые при создании разновозрастных отрядов наиболее вероятно окажутся вместе: 10-12 лет и 13-15 лет. Первая группа обладает такими чертами как: «неуправляемость», восприимчивость, поведенческая гибкость, открытость для сотрудничества. Интеллектуальная зрелость данной группы открывает возможность воспитателю «строить отношения с ними на основе диалога, на принципах равноправного общения. При построении взаимодействия с детьми данной возрастной категории следует помнить, что дети достаточно много внимания уделяют оценки себя, своих желаний, мнений, своих отношений к тем или иным вещам, людям. В связи с чем им может казаться, что и все остальные (в том числе воспитатель) много думают о них и постоянно оценивают их слова и действия. Воспитателю следует быть внимательным к тому что он говорит и что он делает (к примеру как посмотрел на ребенка), потому что ребенок способен придать слишком большое значение подобным вещам и как следствие это приведет к нестабильности его эмоционального состояния, которое может выразиться как скрыто (затаившиеся обида), так и бурно (слезы, истерика).[ Смоленова Анастасия Михайловна Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2017/01/18/vozrastnye-osobennosti-mladshih-podrostkov-10-12 (дата обращения: 27.06.2021).] Данная возрастная категория обладает так называемом «чувством взрослости». Ребенок сравнивает себя с другими, «находит образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости» выражается в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. В ДОЛ, когда дети на каникулах, находятся территориально далеко от дома и школы, вне зоны родительского контроля, реализация данных потребностей чрезвычайно важна, в противном случае, при игнорировании этого чувства и потребностей или же ущемления его, обостряются негативные черты подросткового кризиса. Воспитателю важно найти способы реализации, проявления «чувства взрослости», иначе все равно оно проявится, но уже в негативном формате (к примеру в отрицании авторитета воспитателя). Воспитателю следует обратить особое внимание на присущие двум возрастным группам качества: желание экспериментировать и фантазировать. Школа не дает в полной мере реализовать детям эти два желания, однако в ДОЛ это не только становится возможным, то можно сказать является обязательным условием для счастливого и полноценного отдыха, а также важной частью процесса воспитания.[ Смоленова Анастасия Михайловна Возрастные особенности младших подростков (10-12 лет) [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2017/01/18/vozrastnye-osobennosti-mladshih-podrostkov-10-12 (дата обращения: 27.06.2021).] Сферы реализации дынных детских потребностей/желаний различны (подготовка вечернего выступления, когда детям сообщается лишь тематика события, остальное они реализуют самостоятельно; украшение холла корпуса, комнат; придумывание девиза отряда или названия для своих комнат; создание отрядного уголка; выбор дежурных, капитана и заместителей, проведение отрядной свечки. Воспитатель должен оказать прямо или косвенно помощь и поддержку детям, особенно когда тот или иной ребенок еще не может решить какую-либо задачу. При косвенной, т.е. не явной помощи не следует уведомлять об этом кого-либо (ни ребенка, ни вожатую), при прямой, т.е. явной помощи следует постепенно сводить его в косвенную поддержку, так как без этого трудно говорить об развивающем эффекте обучения. Вторая возрастная группа (13-15 лет), часто называется «трудной» по ряду причин: происходит смена прежних ориентиров, ценностей, интересов; внутренние переживания подростка, физиологические изменения; упрямство со стороны подростков, а также грубость, негативизм, раздражительность. В связи с биологическом фактором в развитии подростка происходят резкие изменения состояний, реакций, настроения (неуравновешенность, раздражительность, возбужденность, периодическая вялость, апатия, астеничность). Главная потребность этого возраста - потребность в общении со сверстниками. Общение здесь выступает как познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. Поскольку общение превалирует, то происходит колоссальное снижение мотивации учения. Интерес у подростков может проявляться ко всему только не к полезному. Половые отличия в общении у детей данного возраста также проявляются. В рамках темы данной работы достаточно указать следующие: интерес к общению мальчиков снижается, а девочки ищут общения с мальчиками старше себя (здесь следует отметить, что для детей разница в возрасте в 1-2 года кажется более существенной, чем для взрослых). Эмоции и чувства ребенка данной возрастной группы характеризуются желанием находиться в состоянии испытания, переживания тех или иных эмоций (не только позитивных, но и депрессивных). Важно помнить, что у подростка все меньше и меньше остается доверия к взрослым. Они могут себе позволить демонстрировать грубость по отношению к взрослым, упорно отстаиваться свою точку зрения если считают, что справедливость на их стороне.[ Возрастные особенности подростков 14-15 лет. Статья. [Электронный ресурс] // КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия» URL: https://u.to/31psGw (дата обращения: 26.06.2021).] Запросто могут упрекнуть любого взрослого вне зависимости от его возраста и статуса в том, что те требуют то что сами не выполняют. Для успешного выстраивания взаимоотношений с ребенком из обеих возрастных групп необходимо:
Ваш авторитет от этого не упадет, скорее наоборот авторитет может рухнуть если Вы начнете оправдываться или продолжать делать вид, что ошибки не было, либо же выкручиваться. Честность способна повысить Ваш авторитет, а в купе с открытостью и доброжелательностью, дети пусть и не будут Вас бояться, но будут любить, а значит и слушаться (пусть и не всегда). Конечно в начале смены, когда еще никто толком друг друга не знает Вам может быть непросто, здесь нужно только терпение и продолжать работать, однако вскоре дети сами начнут помогать Вам, отряд может перейти в режим саморегулирования. Агрессивная, жесткая манера поведения показывает эффективность лишь на первых порах, когда дети боятся нового взрослого (воспитателя), новых условий жизни, однако вскоре они привыкают, подстраиваются и начинают нарушать режим лагеря или указания своего воспитателя. Они находят его слабые места, перестают бояться. Более того, трудно представить воспитательные, обучающие моменты в жизни отряда под руководством деспотичного воспитателя (исключения могут быть лишь при условии что отряд скомплектован из детей состоящих на учете в полиции, имеющие трудности в элементарных нормах поведения). В таком случае, в течении трех недель речь может идти об обеспечении их безопасности, а не о воспитательной части пребывания в лагере. У ребенка из-за неправильного воспитания (или скорее отсутствия воспитания) может быть сломана или неправильно выстроена система измерения добра и зла. Для него может быть абсолютным нормальном материться и плеваться и на укоры воспитателю он может реагировать искреннем недоумением (если его родители так делают дома, то зачем ему слушать чужого человека, которого через 3 недели он больше не увидит?), в таких случаях лучше оперировать доводами что есть правила домашние, которые мы сами устанавливаем и следуем им находясь дома, а есть лагерные и пока мы здесь, нужно им следовать (это довод лучше оставить без возражений, если кто-то не согласен может уезжать, если родители или законные представители не забирают, то изволь следовать правилам лагеря). В остальных случаях объясняйте мотивы своих требований и поощряйте их обсуждение ребенком. Стоит отметить, что состоит ли ребенок на учете или нет не должно быть ярлыком при Вашем с ним общении. Для создание командности и дружелюбной атмосферы в отряде необходимо:
Говорить нужно со всеми. Важно находить время не только для свечки, но и для личной беседы с каждым членом отряда в отдельности (также следует упомянуть и беседы с небольшими подгруппами в отряде, которые как правило складываются либо по принципу соседству в комнате, либо возрастной (при разновозрастном отряде) либо интересов, однако беседы воспитателя с ними по мнению автора строятся по принципу «по ситуации»). Нужно знать потребности и желания ребенка (в большей степени насущные), выводить на откровенные разговоры. Иногда видно уединившегося ребенка и это может быть сигналом что данному ребенку необходимо поговорить. Если ребенок не хочет говорить, можно просто удостовериться о его самочувствие. Если самочувствие нормальное, жалоб нет, а ребенок не хочет говорить, то лучше оставить его в покое. Возможно ему требуется просто побыть одному или же он не хочет говорить именно с Вами, как бы то ни было, мы сделали попытку поговорить, мы убедились что причина не в плохом самочувствии и проявили заботу (беспокойство о его самочувствии). Для ребенка последнее возможно будет настолько важным, что и причина его уединения вскоре пропадет. Если мы замечаем плохое поведение, с уверенностью можно сказать, что это наш промах, это недостаток внимания. При тесном общении, ребенок меньше позволяет себе дурного, больше слушается. Если вы совсем потеряли контакт с ребенком, то его плохое поведение перерастает в обыкновенные наглость, хамство. В таком случае ожидайте, что этот ребенок совершит что-то из ряда вон выходящее; начнет саботировать остальных членов отряда. Однако, личная беседа с ребенком важна не только для контроля его поведения, в ходе таких бесед следует прививать ребенку навык самооценки его деятельности (например, поинтересоваться доволен ли ребенок тем как он выступил, дежурил и т.п.). Для ребенка весьма важно (особенно в условиях отсутствия родителей), получить оценку действий от своего воспитателя (при условии что установлен контакт между ними). Детям с низкой самооценкой или которые не справляются со своими обязанностями следует поручить такие задачи и сроки, которые бы они смогли выполнить относительно легко. Задачи должны бы четкими и посильными, а не из разряда «во что бы то ни стало». Ситуации успеха, накопление опыта успешного выполнения задач, могут послужить детям полезными доводами, когда в следующий раз потерпев неудачу их самоанализ снова начнет «грызть» их, расшатывая психического состояние. Следует отметить, что общаясь и уж тем более живя с детьми, мы сами немножко становимся детьми, вместе с тем мы можем забыть, что они хотя и считают себя взрослыми, могут даже выглядеть как взрослые и одеваться также, но они все еще дети. Дети прежде всего по эмоционально-психологическому признаку и уж тем более по жизненному опыту. Поручение казалось бы простой задачи ребенку может оказаться трудновыполнимой для ребенка, так как у него отсутствует подобной опыт. Важно знать или хотя бы ознакомиться о ключевых моментах жизни и семьи каждого ребенка. Следует отметить важность выстраивания отношения не только в формате воспитатель-ребенок, но и воспитатель-отряд (напоминаю, что и дети и сам воспитатель должны считать каждого себя частью одного отряда). Для созданиях отношений «воспитатель-отряд», воспитателю прежде всего нужно: доверять своему отряду, а также проявлять уважение к нему; оставлять отряду право на тайну (т.е. иметь от воспитателя секрет). Наличие тайны от воспитателя, означает что последнему не нужно лезть во все дела отряда. Дети как и взрослые хотят иметь свою секреты, в которые будут посвящены только их лучшие друзья. Такие «тайны» могут «выйти боком» отряду и воспитателю, но положительный эффект в конце концов все равно есть. Представим родителя, который попускает своему непослушному ребенку прикоснуться к горячему чайнику, что бы этот ребенок уже навсегда запомнил почему нельзя трогать горячий чайник и в следующий раз более внимательно слушал советы своего родителя. Если произошел инцидент дошедший до администрации лагеря, то помните, что Вы член отряда и должны быть на стороне отряда, однако вся вина ложиться на Вас, как на Воспитателя. В любом случае мы не сможет постоянно контролировать их. Дети ценят доверие. К примеру не доводите до того, что ребенок оправдывался если у вас нет причин сомневаться в его словах. Оборвите его жестом на полуслове и скажите: «Верю». Вот если уж поймали ребенка на лжи, то лишите его этого доверия, однако не лишайте возможности снова заслужить его. С самого начала смены следует обозначить ряд правил и всегда следовать им. К примеру правило распределения дежурных, назначение и ответственность старших по комнатам, правило проведения отрядной свечки и т.п. Некоторые правила лучше показать примером не говоря заранее о них, только если совсем детям будет непонятно, то следует в мягкой форме указать, объяснить (к примеру: «ты делаешь то чего не должен был бы, в свою очередь и я (воспитатель) делаю то чего не должен был бы» (помогли и перенесли какие-либо вещи из пункта со склада в отряд, за это когда они захотели переставить кровати по другому принципу воспитатель разрешил им; за соблюдение чистоты и помощь отряду получили освобождение от каких либо мероприятий и т.п.)). Очень важны мероприятия на сплачивание коллектива (игры на гитаре, разговоры в беседке, соревнования с другими отрядами), однако это могут быть не только игры, но и общая работа (дежурство в столовой, помощь другим отрядам, украшение корпуса) или общий враг, общие трудности, испытания (проверки, смена белья, зарница). Дети могут открыться с совершенно неожиданной стороны, как с очень плохой, так и чрезвычайно хорошей. Они способны и на подлость, которую не ожидаешь и на героические поступки которых мы, взрослые сами не можем сделать. Есть как среди взрослых, так и среди детей отталкивающие личности, есть просто одинокие и грустные, попадаются и с психологическими проблемами, которые не решаются в рамках ДОЛ. Задача воспитателя увидеть, разглядеть и с осторожностью (для начала не решать, а просто) выстроить между собой и таким ребенком свою систему личного общения и НЕ навредить. Попытка помочь здесь вторична (нужно соответствующее образование, опыт, иначе можно навредить еще больше ребенку) для начале давайте перестанем делать плохо (наше правильное с точки зрения корректности и человечности поведение может оказать пагубное влияние на ребенка с психологическими проблемами). Если Вы видите, что ребенок находится в эмоционально неуравновешенном состоянии, то не нужно его провоцировать, не стоит лезть на рожон, отстаньте до времени от него. В отношении таких детей еще более важно помнить, что воспитателю нельзя злиться или раздражаться, наоборот всегда вести адекватно, проявляя заботу и терпение. Относится к детям и вести себя нужно так, будто это наши дети и их проблемы - наши проблемы. Воспитателю нужно помнить, что ребенок может легко перескочить с сложившихся доверительных отношений на наглость и хамство. Всегда следить что бы обращались по И.О. или на «Вы». Всегда! Руку пожать ребенку (даже с другого отряда) можно разве только при условии, что больше нет отношений/статуса ребенок/воспитатель. Такое может возникнуть скорее у вожатых и детей старшей возрастной группы. Задача воспитателя провести инструктаж и профилактические беседы с вожатыми. Иногда может создаться впечатление, что дети будто бы совсем обнаглели, словно у всех разом мозги отключились. В такие моменты следует напомнить себе, что они дети, а не взрослые с ответственностью и обязательствами. Мы также часто забываем, что вожатые это по сути те же дети, только перешедшие в другое учебное заведение. Если появилось желание опустить руки, если стало казаться, что все идёт не так, что везде «провал», то нужно продолжать работать проявляя любовь и терпение. Настроение воспитателя и вожатого влияет на отряд! Начать налаживать отряд нужно именно с этих двух человек. Под конец смены дети уже ко всему привыкли, перестают бояться наказаний, объяснительных в кабинете директора, даже родители уже могут перестать вмешиваться в воспитательный процесс, так как осталось всего несколько дней. Уже приходит осознание, что скоро все закончится. Следует отметить, что если Вы прожили под одной крышей с ребенком на протяжении почти 3 недель, то и последние 2-4 дня сможете дожить (так что не стоит жаловаться). «Вынуждать» (или скажем «настойчиво рекомендовать») уйти (через родителей) из лагеря нужно сразу, но тех детей, которые разлагают дисциплину. В противном случае, если их оставить в лагере, то это покажет бессилие воспитателей, администрации. В качестве предупредительной меры можно ограничиться написанием ребенком объяснительной (причиной по которой тот нарушает режим лагеря), но эта объяснительная убирается в стол, а при вторичном нарушении эта бумага попадает на стол директору школы ребенка и родители забирают его из лагеря (при возможности родителей). Не стоит забывать, что воспитатель должен всегда быть на стороне ребенка, его интересов. Интересов реальных, а не мнимых ребенком интересов. Видится эффективным работа в паре (воспитатель, вожатый), по принцип «добрый и злой». В заключении стоит напомнить всем воспитателям, вожатым, администрации ДОЛ, что дети хотя и попали в лагерь, который живет по своему режиму, укладу, но если это не военный лагерь, то дети приехали отдыхать! Им хочется посидеть в темноте и пообщаться после отбоя, хочется поиграть в волейбол вместо вечернего мероприятия, поесть сладостей, покричать, побегать, побыть одному, намазать товарища пастой. Не стоит конечно же все это пускать на самотек, но провести профилактическую беседу о правилах безопасности, мотивировать идти и поддержать свою команду на вечернем мероприятии, установить правила (например «если после отбоя из комнаты доносится только шепот и нет света, то воспитатель/вожатый не заходит в комнату, если шепот перерастает в шум, то сначала дается 1 предупредительный стук в дверь...» и.т.п.). Мы измеряем жизнь детей в лагере по шкале безопасность, успеваемость, чистота и т.д., забывая о шкале счастья. Если дети в конце смены хотят вернуться в лагерь, то все было хорошо, если же нет, то это печально. Более того не останется ли у ребенка устойчивого нежелания больше когда-либо ездить в лагеря? Мы должны помимо всех возлагаемых на нас обязанностей сделать все возможное что бы времяпрепровождения детей в нашей смене было для них счастливом воспоминанием на многие годы!. Желаю всем воспитателям терпения и успехов в работе!
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены