РАЗРАБОТКИ
|
«КТД – как способ организации жизнедеятельности детей в лагере с дневным пребыванием».«КТД – как способ организации жизнедеятельности детей в лагере с дневным пребыванием». Автор: Сухова Ольга Николаевна. Школа является самым важным институтом нравственного и гражданского воспитания. Только школа обладает реальными возможностями создать целостную систему нравственно-гражданского образования, охватывающую как классно-урочный учебный процесс, так и внеурочные формы воспитания и обучения. Лагерь с дневным пребыванием – это оздоровительный лагерь, который в первую очередь ориентирован на укрепление здоровья детей. Такой лагерь стал палочкой - выручалочкой для работающих родителей детей младшего школьного возраста. В лагере с дневным пребыванием вместе с отдыхом продолжается расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их «малом» сообществе в частности. Детские организации наилучшим образом создают условия для удовлетворения базовых потребностей растущего человека (в доверии, защищенности, участии в активной совместной деятельности, самоутверждении, самореализации и пр.). Эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами. Коллективные творческие дела (КТД) – это полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы. Суть каждого дела – забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. Педагог – воспитатель в лагере даёт возможность самим детям выбирать занятия, пробуждает интерес к разным видам деятельности. И ведущим средством пробуждения такой заинтересованности выступает игра, т. к. игра – важнейшая сфера деятельности ребенка. То, что происходит в каникулы – это тоже образование, но в виде смены образа жизни ребёнка: смены круга общения, обновление формы деятельности. Цель лагеря: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; обеспечение спортивно-оздоровительного, познавательного, интересного, содержательного отдыха. Укрепляя здоровье наших детей, обеспечивая их физическую закалку, психический отдых в летний период, педагоги могут больше внимания уделять трудовой, спортивной, художественной и другим видам деятельности, тем самым, расширяя влияние школы на ребёнка. Задачи лагеря: максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворённых в школе потребностей; создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества; выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность; развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении лагерем; приобщение к традициям национальной культуры, общественным ценностям, народным праздникам; укрепление здоровья, закаливание организма. Реализации этих задач подчинена программа работы лагеря, КТД которой направлены на воспитание у детей принципов нравственности, духовности, патриотизма, обеспечивают активный эмоционально насыщенный отдых, создают условия для выявления творческих способностей детей и создание групп по интересам с целью проявить себя, научить и научиться. Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы: креативный (творческий); проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творчество детей); Осуществлению поставленных целей и задач способствуют следующие направления: спортивно - оздоровительное; нравственно - патриотическое; Механизм реализации программы Программа разработана в связи с необходимостью усиления внимания к организации оздоровления, занятости и отдыха детей в каникулярное время. Мы должны создать нравственно благоприятные условия именно в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей. Концептуальные подходы к содержанию программы и организации смены основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах дополнительного образования детей. Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании, самореализации, уважении, радости, обеспечивает удовлетворение одной из важнейших проблем каждого ребёнка – быть здоровым морально и физически, так как в основу программы положены принципы гуманистической педагогики: признание личности каждого ребёнка высшей социальной ценностью; уважение индивидуальности, уникальности и своеобразия каждого ребёнка; обязательный учёт задатков и возможностей каждого ребёнка; уважительные отношения между взрослыми и детьми; создание ситуации успеха Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей и учётом возможностей школы. В содержание программы заложена обучающая, досуговая, интеллектуально-познавательная, спортивно - оздоровительная, гражданская социально - преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества. Предшествующий опыт свидетельствует о большом потенциале в организации летнего отдыха. На примере организации смены «Морское путешествие» хочу привести ряд КТД, направленных на развитие нравственно – гражданского образования. Цель смены: обеспечение спортивно - оздоровительного; познавательного; интересного; содержательного отдыха с использованием КТД. Воспитательные задачи смены: преодолеть разрыв средствами игры между физическим и духовным развитием детей, сформировать у них стремление к развитию своих духовных и физических возможностей; с учётом интересов личности ребёнка расширить через игровой сюжет сферы двигательной активности; привлечь максимально большое количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни; создать условия для выявления интеллектуально, физически, нравственно одаренных детей, помочь им в передаче приобретённых знаний, умений, навыков сверстникам для реализации творческого потенциала каждого участника смены. Суть игры – в исследовании неизведанных материков. В ходе исследования каждый участник сможет проявить свои интеллектуальные, физические, духовные и творческие возможности. Все участники смены «Морское путешествие» становятся участниками Большой регаты. Экипажи отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей к трём неизведанным материкам: материку Знаний, материку Состязаний и игр, острову Дружбы. Участникам смены предлагается исследовать эти материки и открыть их секреты – это поможет найти сокровища капитана Флинта. Путешествуя, дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается, когда будут открыты секреты всех трёх материков и найдены сокровища. Игра развивается во все периоды смены, в каждой из которых она имеет свои особенности. Организационный период. Цель: заложить основы для формирования временного детского коллектива. Организационные задачи: выявить уровень организаторских навыков и умений детей; определить творческий (интеллектуальный, спортивный и т.д.) потенциал каждого ребёнка; выявить лидеров в детском коллективе; разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждого из них; определить перспективы деятельности всего детского коллектива. Методические задачи: научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарногигиенических норм; научить соблюдению традиций и правил лагеря; Воспитательные задачи: начать формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов: ребёнок – ребёнок (девочки – мальчики, мальчики – мальчики, девочки – девочки, лидеры: формальные – неформальные и т.д.); ребёнок – коллектив; ребёнок – взрослый. В организационный период происходит запуск игры: объяснение сути игры, выбор ролей, органов самоуправления, команд для исследования материков; выбирается название экипажей, девиз. Основной период. Цели: формирование временного детского коллектива; стабилизация жизни детского коллектива (через работу органов самоуправления, КТД и т. д.) В основной период развивается сюжет игры. Предлагается следующая логика: формирование команд для высадки на материк; исследование материка (соревнования, конкурсы, викторины, и т.д.); подведение итогов, награждение. У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей «малой Родине» (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение детей к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми правил жизни лагеря). Содержание гражданского образования включается в ряд КТД: «Русские традиции», «По страницам истории нашей Родины» знакомят младших школьников с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие предков; «Зелёная аптека», «День леса» формируют чувство ответственности за сохранение окружающей среды; «Петровская эпоха» позволяет воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном счете, формируют осознанное патриотическое чувство. Деловая игра «Каждый имеет право» способствует формированию важнейших нравственных понятий и ценностей. Ценности, которые продолжают формироваться в лагере: гуманность, самоопределение личности, уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение институтов гражданского общества, уважение норм и правил современной демократии, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение национальных традиций и культур, общечеловеческих ценностей, патриотизм, толерантность, правдивость и др. Закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развивают творческий потенциал детей. Итоговый период. Цель: подведение итогов всей лагерной смены. Задачи: подведение деловых итогов смены; эмоционально завершить лагерную смену. В итоговый период подводятся итоги игры, анализируется в ней каждый участник, происходит награждение активных участников. Педагогическое обеспечение смены. Принципиальные положения: максимальное включение детей в различные формы участия в разработке, подготовке и анализе жизни лагеря; соответствие пропагандируемых положений практической жизни детей и взрослых (быт, питание, режим); участие детей во всех делах строго добровольное; сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные формы деятельности; систематическое информирование о результатах состязаний, об условиях участия в том или ином деле, организация различных видов стимулирования участников; многообразие предлагаемых форм деятельности (право выбора наиболее посильного участия в деле); возрастной подход к разработке занятий, состязаний, заданий. Результативность. Благодаря соблюдению санитарно-гигиенических условий, режима воспитательных и оздоровительных мероприятий, дети сняли физическое и психологическое напряжение организма, укрепили свое здоровье и овладели умениями и навыками заботы о своем здоровье. Целенаправленная нравственно-эстетическая работа расширила знания детей о красоте окружающего мира. Дети смогли оценить окружающую природу, людей как объект познания и эстетического наслаждения, видеть прекрасное в обычном и учить этому других. Занятия в различных кружках, участие в конкурсах, праздниках, соревнованиях, выставках способствовали развитию индивидуальных и творческих способностей детей. У ребят сформировались навыки работы в группе, они учились самостоятельно решать проблемные ситуации, видеть свою роль в коллективе. Это подтверждает анализ входных и выходных диагностических методик «Определение нравственных понятий» и «Решение жизненных ситуаций», проводимых в форме анкетирования детей. Список использованной литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены