РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы взаимодействия социального педагога с семьями подростков 12-15 лет в повышении учебной мотивации

Для более полного раскрытия проблем, которые возникают при взаимодействии социального педагога с семьями подростков, повышения их учебной мотивации рассмотрим особенности взаимодействия с различными категориями семьей.

Первая категория семей, которую мы рассмотрим - многодетные семьи.

Чаще всего дети из многодетных семей имеют высокую учебную мотивацию, но при этом есть четкая корреляция между младшими и старшими. Старшие, как правило, показывают высокую учебную мотивацию (высокий уровень внутренней мотивации, мотива саморазвития, мотива достижения), младшие, напротив, демонстрируют низкую успеваемость и низкую учебную мотивацию (высокий уровень внешней мотивации, как следствие, низкий уровень мотивов саморазвития, мотивов достижения).

В работе с такими семьями причины низкой учебной мотивации выявляются в ходе индивидуальных бесед, консультаций с родителями социальным педагогом. При знакомстве с образом, ритмом жизни семьи и подростка, подсистемами внутри семьи. Социальный педагог в ходе бесед, консультаций акцентирует внимание родителей на условиях, необходимых для сохранения или восстановления учебной мотивации подростка.

Социальный педагог, раскрывая психолого-педагогические особенности подростка, помогает родителям в ходе индивидуальных бесед, консультаций со стороны посмотреть на жизнь ребенка в семье, в школе, быстрее увидеть и понять причину низкой учебной мотивации ребенка. На этом этапе для обеспечения эффективности взаимодействия необходима совместная работа социального педагога с педагогом-психологом и классным руководителем.

Следующим шагом в работе с такими детьми является составление плана индивидуальной работы с семьей, который осуществляется социальным педагогом совместно с педагогом-психологом и классным руководителем.

Многодетные родители школы чаще всего открыты для диалога со школой, в связи с высокой «бытовой» нагрузкой они готовы принимать помощь от школы, при этом быть активно включенными в общественную школьную жизнь.

В работе с такими семьями социальный педагог имеет возможность использовать следующие формы и методы:

  • индивидуальные (беседа с родителями, индивидуальные консультации специалистов школы, ЦППМСП и т.д.;
  • дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей), групповые и коллективные: лекции и консультации для родителей;
  • конференции, педагогические чтения;
  • открытые уроки, практикумы, тренинги, классные и школьные события, и родительские вечера, выставки творческих работ, концерты, родительские собрания, дискуссии, дни открытых дверей, семейные гостиные, семейные клубы.

Реже всего при взаимодействии с многодетными семьями требуется обращение к субъектам профилактики. Проблемы, которые возникают перед социальным педагогом в работе с этой категорией семей, чаще всего временные и решаемые (зависят от бытовых проблем семьи).

Следующая категория – учащиеся из малообеспеченных семей.

На основании результатов исследования педагога-психолога и анализа успеваемости, посещаемости, вовлеченности в общественную жизнь школы подростков, можно отметить, что корреляция между учебной мотивацией и обеспеченностью не прослеживается. Присутствуют и подростки с крайне низкой учебной мотивацией, и подростки с высокой учебной мотивацией. В данном случае четко прослеживается следующая закономерность: родитель с высшим образованием – высокая учебная мотивация подростка, родитель со средним или средним профессиональным образованием – низкая учебная мотивация подростка.

Взаимодействие с семьей в данном случае крайне затруднительна, так как у них чаще всего «синдром хронической усталости», они инертны и очень редко выходят на диалог со школой.

В работе с такими семьями часто приходится прибегать к помощи субъектов профилактики («Центр социальной помощи семьи и детям», отдел опеки и попечительства, отдел полиции), есть примеры, когда социальный педагог помогал решать материальные бытовые вопросы, в дальнейшем организовав своевременное социальное сопровождение, в результате подросток менял форму обучения на индивидуальную по медицинским показаниям и усваивал учебный материал.

Следующая категория семей – семьи из стран СНГ, не имеющие российского гражданства.

При работе с такими семьями появляется особенная преграда - языковой барьер, очень часто матери не владеют русским языком и с ними просто невозможно вести диалог, отцы – практически круглосуточно заняты на работе. Учебная мотивация у таких подростков чаще всего зависит от вовлеченности отца в жизнь подростка.

Таким образом, основная задача социального педагога – через работу с мужчиной (не всегда это отец, это может быть дядя, старший брат, племянник и т.д.) семьи с помощью бесед, консультаций- вовлечь подростка в общественную жизнь школы, то есть работать с учебной мотивацией через социализацию и ребенка и, по возможности, социализацию семьи.

Отдельная категория семей – это семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; семьи в социально-опасном положении.

Прежде всего, отметим, что работа над повышением учебной мотивации подростков из этих семей требует скоординированной работы всех субъектов профилактики и чаще всего, именно социальный педагог является инициатором и координатором этой работы. Работа с учебной мотивацией ведется в индивидуальном порядке через регулярные патронажи, индивидуальные беседы, консультации. Для обеспечения эффективности взаимодействия с такими семьями составляется программа индивидуальной профилактической работы.

Взаимодействие социального педагога с такими семьями осуществляется в основном через применение индивидуальных методов работы в связи тем, что родители открыто проявляют агрессию, негативное отношение к школе, не желая принимать участие не только в школьной жизни, а и вообще в жизни ребенка.

При работе с подростками из благополучных полных семей социальный педагог имеет возможность более широко применять групповые формы взаимодействия.

Методы взаимодействия с семьей выбираются на основе анализа учебной мотивации конкретного подростка и выявления через диагностику причин низкой учебной мотивации.

При взаимодействии с такими семьями целесообразно использование групповых и коллективных форм взаимодействия: лекции и консультации для родителей; конференции, педагогические чтения; открытые уроки, практикумы, тренинги, классные и школьные события, и родительские вечера, выставки творческих работ, концерты, родительские собрания, дискуссии, дни открытых дверей, семейные гостиные, семейные клубы.

Используя индивидуальные формы взаимодействия можно отметить, что такие родители включаются, проявляя заинтересованность в результатах.

При работе с такими семьями практика школы показывает, что могут возникнуть следующие проблемы:

  • непонимание, незнание родителей того, каким образом они могут повлиять на учебную мотивацию подростка;
  • незнание того, с какими проблемами сталкивается подросток в школе;
  • непонимание родителями подростка;
  • непонимание родителями учителей школы и, как следствие, возникновение конфликтов с учителями.

Кроме этого, возникает проблема, когда родители полностью перекладывают ответственность за обучение на сотрудников школы, дистанцируясь от процесса обучения и школьной жизни подростка. Социальный педагог выполняет в данных случаях роль посредника между школой и родителями, используя групповые и индивидуальные методы работы, он занимается просвещением родителей, знакомит семью с современными образовательными стандартами, современными исследованиями, включая родителей в единое со школой информационное поле.

Таким образом, в организации взаимодействия с семьями подростков 12-15 лет с целью повышения их учебной мотивации у социального педагога чаще всего возникают проблемы, связанные:

  • с отсутствием желания у родителей идти на диалог со школой
  • с занятостью родителей
  • непониманием родителями своих детей
  • незнанием родителями проблем своих детей (равнодушие к детям)
  • конфликтами родителей с педагогами школы
  • незнанием родителей о том, как эффективно включаться в школьную жизнь подростка.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены