РАЗРАБОТКИ
|
Опыт работы с детьми из социально-неблагополучных семейЦель: выведение семьи из социально - опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей). Задачи:
Основные направления работы с детьми из социально-неблагополучных семей:
Этапы работы учителя с детьми из социально-неблагополучных семей. 1 этап: Раннее выявление неблагополучных семей и формирование банка данных. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. 2 этап: Работа классного руководителя с социально - неблагополучной семьей: обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся; консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения; организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося; изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику; изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения; контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося; анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории; отвечает за ведение документации внутришкольного учета. 3 этап: Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе. 4 этап: Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних. Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей. 5 этап: Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб Динского района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Виды помощи социально-неблагополучной семье: Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах; контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий; контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам; консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка; просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям; занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка); просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка; коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений. Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость; формирование у ребёнка гигиенических навыков. Правовая: консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка. Алгоритм работы учителя с социально-неблагополучной семьей:
Системная работа учителя с данной категорией обучающихся включает в себя: выявление, сопровождение, поддержке и обучении, взаимодействие с родителями, применение психолого – педагогических технологий, эффективность работы, повышение качественных показателей успеваемости. Описание системы работы с детьми из социально-неблагополучных семей 1. Выявление: Механизм выявления неблагополучных семей: составляется социальный паспорт классов и школы и выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников. С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.). В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители – волонтеры. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание. 2. Сопровождение. Диагностическое сопровождение: анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. 3. Поддержка и обучение. Методы коррекционной работы с социально - неблагополучными семьями: убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; моральная поддержка по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; нравственное упражнение по формированию нравственных качеств. 4. Применение психолого – педагогических технологий. Технологии работы с социально-неблагополучной семьей: диагностические, профилактические. Технологии диагностики: применяются такие методы, как наблюдение, беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос, анкеты, тесты, экспрессивные методики и анализ документации. Технологии профилактики: педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы и консультации. Предусмотрены такие формы и методы работы, как:
5. Эффективность работы. Оценка позитивной динамики ситуации: уровень жизни семьи доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье; родители проявляют заботу о детях; дети посещают образовательное учреждение; уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями; семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи; в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними; семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж. 6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся
План работы с детьми из социально - неблагополучных семей 1. Обследование условий проживания семьи 2. Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):
3. Контроль за посещаемостью уроков 4. Организация летней занятости и оздоровление детей 5. Индивидуальные беседы с детьми:
6. Индивидуальные беседы с детьми и родителями 7. Привлечение родителей к деятельности класса и участию в родительских лекториях. 8. Оказание детям социальной помощи и поддержки. 9. Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности. 10. Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку. 11. Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу родителей, различных служб. 12. Беседа с родителями о соблюдении личной гигиены ребенка. 13. Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением. 14. Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями Динского района по работе с социально-неблагополучными семьями. 15. Беседа с родителями об ответственности за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. 16. Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей. 17. Трудоустройство несовершеннолетних на каникулах. 18. Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия. 1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА. НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены