РАЗРАБОТКИ
|
Поиск эффективных способов взаимодействия современных родителей и школыБез дружеского взаимодействия, без тонкого взаимопонимания Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети, как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы. Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются, прежде всего, в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева. (1) Это поколение современных родителей, с которыми нам необходимо выстраивать взаимодействие. Это и есть один из новых вызовов времени в условиях, которых учитель должен научиться по-новому, выстраивать взаимодействие с учениками и их родителями. С целью улучшения сотрудничества между педагогами и родителями, и в поиске современных приемов взаимодействия мы провели анкетирование родителей учащихся 5-х, 8-х, 10 и 11 классов. Им были предложены анкеты «Взаимодействие родителей и школы» и «Характер взаимоотношений между педагогами и родителями». В данном опросе приняли участие 150 человек. Результаты анкетирования следующие:
На основе полученных результатов можно сделать вывод, что родители относятся к педагогам позитивно, надеются на их помощь и понимание, возлагая на школу большую долю ответственности за воспитание своих детей. Их понимание взаимодействия сводится к проведению совместных мероприятий и реализацию социальных проектов. Это мы решили взять за основу для вовлечения родителей в активную учебно-воспитательную деятельность через применение как традиционных, так и современных коммуникативных методов:
Характеристика форм взаимодействия В работе с родителями мы часто используем одну из форм общения – «Круглый стол». Эта форма относится к нетрадиционной. «Круглый стол» - это современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке по заранее заявленной теме. Цель - добиться взаимопонимания и сотрудничества на основе обмена информацией в совместной деятельности. Структура проведения Подготовительный этап:
Основной этап:
Предварительная работа: оформление информационного листа о планируемом круглом столе; доклад воспитателя на тему; домашнее задание – подготовка презентация, статьи участниками круглого стола. По нашему мнению круглый стол как один из видов нетрадиционной работы с родителями является наиболее эффективным. Используя этот способ работы можно выстроить подлинное доверие и партнёрство в работе с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества с родителями. Данная форма работы предоставляет возможность наладить тесное взаимодействие с родителями, освещая разные воспитательные вопросы. Как правило, на таком мероприятии происходят плодотворные обсуждения с родителями, всесторонне рассматриваются различные вопросы и вырабатываются совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые вопросы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития. При организации и проведении данной формы необходимо соблюсти несколько правил:
Тематические родительские лектории. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка. Таким образом, воспитание родителей на сегодняшний день - одна из важнейших задач в работе, стоящая перед педагогами, работающими в школе. Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними «общий язык». Поэтому в работе по психологическому сопровождению школьников цель просвещения и консультирования родителей – это создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Психологическое просвещение родителей проходит через: групповое или индивидуальное консультирование. Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Примерные темы:
Подготовка к консультации:
Групповые консультации. Цели и задачи. Способствовать усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания, расширять их педагогический кругозор. Формы консультаций:
Практикум – форма организации практической помощи родителям; один из путей повышения педагогической грамотности родителей. Цели и задачи: рассказать и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества обучения и воспитания школьников. Подготовка к проведению практикума.
На основе наблюдений и диагностики составить план практикумов, составить памятки и задания для родителей. За 1-2 недели предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на определённую тему. Подготовить конверты с индивидуальными заданиями, памятки. Проведение практикума. 1. Вступительное слово педагога: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей. 2. Практический показ:
3. Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями. По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания. Сейчас активно применяются на практике новые формы сотрудничества образовательных организаций с родителями. Особенно актуальны в наши дни интернет технологии, которые отвечают требованиям современной жизни. Рассмотрим одну из них - социальную сеть Вконтакте, которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения. Данный сетевой проект является первым по популярности в Российской Федерации. Задачи:
Взаимодействие в Вк можно начать с создания закрытой группы, куда смогут вступить педагоги, родители и специалисты ОУ. У создателя/администрации группы в сети есть различные возможности привлечения родителей к общению друг с другом: публикация результатов творческой деятельности детей; размещение рекомендаций по воспитанию и обучению детей в виде ссылок на психолого – педагогическую литературу и педагогические сайты. На странице группы родителям дается возможность обсудить те или иные вопросы, касающиеся жизни класса, не только с педагогами, но также и между собой. Такое неформальное общение сближает родителей, педагогов, дает возможность выслушать мнение родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы, улучшает обратную связь, которая дает возможность высказать свои предложения, пожелания, несогласие по тем или иным вопросам. Эти и другие формы будут мотивировать родителей на участие в совместных обсуждениях вопросов, комментировать различный материал. А это уже новый уровень работы с родителями, которые заинтересованы в содержании воспитательного и образовательного процессов своего ребенка. После того, как сетевое общение приобретает стабильный и целенаправленный характер, появляется четкая обратная связь, педагог совместно с родителями может усложнять формы взаимодействия: онлайн – консультации, онлайн – анкетирование и другое. Данные формы взаимодействия родителей и педагога укрепят непосредственное общение сторон. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов и у родителей. Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены