РАЗРАБОТКИ
|
Логопедическая работа по коррекции речевого дыхания у детей с невротической формой заиканияАктуальность исследований по изучению невротического заикания и совершенствованию способов его коррекции у дошкольников связана с тем, что начало невротического заикания обычно совпадает с периодом интенсивного формирования речи, однако достаточно часто существенное прогрессирование речевых нарушений наблюдается лишь с началом обучения детей в школе. Это А.В. Ястребова объясняет как увеличением нагрузки на нервную систему ребенка, так и неблагоприятным влиянием одноклассников и учителей на психику заикающегося [3]. Одним из постоянных признаков заикания является нарушение речевого дыхания. Речевое дыхание представляет собой систему психомоторных реакций, тесно связанных с развитием речи. Речевое дыхание в онтогенезе развивается спонтанно по мере становления речевой функции, то есть у заикающихся, оно развивается патологически (Л.И. Белякова; Р.И. Клепикова и др.) Лечение невротического заикания у дошкольников ориентировано на логопедические методы коррекции (Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, В.И. Селиверстов) [1]. В практике коррекции голосовых нарушений и терапии болезней дыхательных путей популярной является методика А.Н. Стрельниковой, однако попытки применить ее в работе с заикающимися немногочисленны. Для детей дошкольного возраста методически она не разработана. Анализ теоретических и методических работ позволяет считать целесообразным использование некоторых положений парадоксальной дыхательной методики А.Н. Стрельниковой для увеличения объема воздуха в легких и развития грудобрюшного типа дыхания, автоматизированность которого, по нашему мнению, должна предшествовать развитию речевого дыхания [2]. Настоящее исследование проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Непоседы» ЯНАО г. Муравленко. Всего было обследовано 3 детей в возрасте 5-6 лет, имеющих заключение ПМПК - F 98.5 (по МКБ-X). На первом этапе эксперимента на основе анализа медицинской, психологической и педагогической документации, логопедического обследования мы составили общую характеристику на группу детей, принявших участие в констатирующем эксперименте. Вторым этапом было определение доминирующего типа дыхания, длительности фонационного выдоха и характера речевого дыхания. Доминирующий тип дыхания определялся визуально и тактильно (рукой экспериментатора) в процессе различных экспериментальных ситуаций; в положении лежа с игрушкой (рукой) положенной на живот, в положении сидя и стоя. Длительность фонационного выдоха определялась экспериментатором на слух с использованием секундомера. Сначала ребенку показывалось, а затем предлагалось самому сделать быстрый вдох ртом и долго тянуть звук А: «Быстро вдохни воздух ртом и затем долго-долго, как сможешь, красиво пой звук А». С каждым ребенком данное измерение проводилось трижды и выбирался наивысший результат. Характер речевого дыхания определялся в процессе речевой деятельности детей на слух и визуально: при сформированности речевого дыхания ребенок быстро и достаточно глубоко вдыхал воздух перед началом речи и произносил речевое задание, не пользуясь дополнительными вдохами и не прерывая речь. Характер речевого дыхания определялся по тому, какая по сложности речевая задача могла быть выполнена ребенком в процессе одного речевого выдоха (отдельное слово, фраза из 2-х - 3-х коротких слов, сложная фраза). Доминирующий тип дыхания и характер речевого дыхания уточнялся методом наблюдения в процессе двигательной активности и речевой деятельности детей. Нервно-психических заболеваний в семьях не было, в то же время у семи матерей было выявлены тревожно-мнительные черты характера, склонность к астено-невротическим реакциям (плохой сон, быстрая утомляемость, раздражительность, плаксивость и т.п.), у одной матери возбудимые черты характера в виде несдержанности, раздражительности, вспыльчивости. Семейное воспитание в большинстве случаев характеризовалось повышенной тревожностью за состоянием здоровья ребенка, подавлением его самостоятельности, в целом авторитарный тип воспитания. У данных детей было характерно отсутствие в анамнезе указаний на патологию беременности и наличия родовых травм. При анализе возрастных этапов развития моторных функций было выяснено, что моторика обследованных детей развивалась в пределах возрастной нормы: сидеть они начали в 5-6 месяцев, самостоятельно ходить в возрасте 9-11 месяцев. Первые слова у 2 детей появились в 9-10 месяцев, а у остальных детей в возрасте одного года. Фразовая речь появилась в 14-18 месяцев. В короткий промежуток времени дети начали говорить развернутыми фразами, быстро пополняя словарный запас. До появления речевого нарушения у всех исследованных детей отмечалась повышенная впечатлительность, неустойчивость настроения, тревожность, нарушение сна, страхи, трудности привыкания к новым условиям. Начало заикания у 2 детей было точно зафиксировано родителями по времени и связывалось ими с определенной ситуацией. Эти ситуации были разными, но все они имели для ребенка психотравмирующие последствия. У третьего ребенка заикание началось после испуга (пожар в соседнем доме). У 2 детей заикание началось в возрасте 3,5 -4 года, а у третьего ребенка в возрасте 4 лет 8 мес. Динамика речевого нарушения характеризовалась волнообразностью течения. Речь ухудшалась в ситуациях прихода гостей, посещения цирка и всегда при ссорах между родителями или утомлении, в то же время иногда у детей наблюдались периоды плавной речи. Анализ медицинской документации показал, что у заикающихся детей было обнаружено соответствующее возрасту психофизическое развитие и отсутствие неврологических признаков органического поражения мозга. Анализ результатов обследования психологом показал, что эти дети имели хорошо развитую память, развитие мышления соответствовало норме, так же, как и их интеллектуальное развитие в целом. Логопедическое обследование выявило у всех детей данной группы высокий уровень развития речи. У всех детей отсутствовало нарушение звукопроизношения. Так же у всех детей отмечался богатый словарный запас и грамматически правильное построение предложений. У 2 детей диагностирована легкая степень заикания, которое характеризовалась наличием клоно-тонических судорог. Во время рассказа по сюжетным картинкам на логопедическом занятии у этих детей отмечалось 0-2 судорожных запинки. Редкие судорожные запинки появлялись также в ситуации общения с незнакомыми или малознакомыми лицами. Во время общения со сверстниками в процессе игры судорожных запинок у них не наблюдалось. Ксюша Б. Рассказ по серии сюжетной картинке: Папа сидит в кресле. Он смотрит телевизор. Мама готовит обед. Варит суп. Ба-бабушка вяжет носки. Б…ратик играет в машинки. Сергей К. - 7 лет 2 месяца. Рассказ по серии сюжетной картинке: Д-д-девочка играет с куклой. Волосы причесывает. Прическу дь-делает. Чтобы кукла к...расивой была. У куклы к…расивое платье и бантик. Характер и качество речевого дыхания определялись в процессе наблюдения за ребенком в разных речевых ситуациях визуально, на слух, и с помощью тактильных ощущений экспериментатора (экспериментатор клал свою ладонь на область диафрагмы ребенка, не фиксируя внимания ребенка на этом движении). Заикающиеся дошкольники преимущественно использовали верхне-рёберный тип дыхания. Длительность фонационного выдоха у детей с заиканием составляла 7-12 секунд. Произнесение отдельных слов у большинства детей наблюдалось в разные фазы дыхания, как на выдохе, так и в фазу полного выдоха, и на вдохе. Лишь у двух детей произнесение отдельных слов происходило преимущественно в фазе выдоха. Речевой выдох, у детей с заиканием прерывался дополнительными вдохами. Иногда фразу они начинали произносить в момент полного выдоха и в процессе вдоха. В эти моменты речь детей становилась как бы «захлебывающейся», то есть отсутствовало временное соотнесение фазы выдоха и речевой артикуляции. При произнесении стихотворных текстов речевое дыхание у заикающихся детей также нарушалось. Иногда дети начинали произносить стихотворную строку без предварительного вдоха, в результате фраза расчленялась дополнительными вдохами, что отражалось на плавности речи, даже в те моменты, когда речь была свободна от судорожных запинок. Также отмечалось произнесение стихотворных строк в процессе вдоха. Таким образом, у детей дошкольного возраста с заиканием речевое дыхание развивалось патологически. Констатирующий эксперимент выявил, что у заикающихся дошкольников, в отличие от их сверстников с нормальной речью, снижен объем воздуха в легких, не формируется грудо-брюшной тип дыхания, речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием речевого выдоха для дополнительного вдоха, отсутствием временных соотнесений фазы выдоха и реализации артикуляторной программы высказывания. В формирующем эксперименте приняло участие 3 детей,, страдающих невротической формой заикания дошкольного возраста. Дети занимались 1 раз в неделю с логопедом в условиях психо-неврологического диспансера под наблюдением невролога и посещали ДОУ, где занимались с детьми по традиционной методике, поскольку в ДОУ нет логопедических групп и детям не созданы специальные условия с учетом их речевого дефекта. На основе данных констатирующего эксперимента, нами был разработан индивидуальный маршрут развития детей с невротической формой заикания с акцентом на развитие речевого дыхания и нормализацию в целом речевого развития дошкольников. Наше коррекционное воздействие рассчитано на 6 мес. Коррекция выстраивалась с учетом специальных и обще дидактических принципов, а так же имеющихся в практике коррекционной педагогики методик коррекции заикания у детей. Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay впервые обосновали принципы комплексного метода реабилитации заикающихся, на которые мы будем опираться в своей работе: Цель логопедической работы: развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с невротической формой заикания. Задачи программы:
В основу нашей логопедической технологии легла методика Н.А. Власовой и Н.М. Асатиани, поскольку она рассчитана именно на нормализацию речевого дыхания у заикающихся [3]. Она включала следующие этапы: 1 этап - подготовительный этап. В первую очередь для всех детей был организован щадящий режим (общий и речевой) на логопедических занятиях и дома. С этой целью использовались игры-молчанки, на фоне которых начиналось проведение психологических, психотерапевтических и логопедических занятий. 2 этап - активной терапии. Здесь проводились систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, релаксация, индивидуальная психотерапия, логопедическая ритмика, медикаментозное лечение. На данном этапе была организована лечебно-оздоровительная работа, которую проводил и направлял врач, включающая создание благоприятной обстановки для лечения, организацию режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебную физкультуру и ритмику, медикаментозное лечение, физио- и психотерапию. 3 этап - заключительный этап. На заключительном этапе проводилась подготовка дошкольников к наиболее сложным для них речевым ситуациям – публичному выступлению перед аудиторией. Логопедические занятия проводились ежедневно. Они начинались с дыхательных упражнений и упражнений на мышечную релаксацию. Такое начало способствовало положительному настрою на работу и успокоению. Процесс обучения релаксации состоял из трех этапов: I этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением. Логопед объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им принять эту позу, привыкнуть к ней. Педагог показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата (II этап). Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.
По окончании интенсивного курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания. Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены