РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нефёдова Нурия Хаджиевна. Учи, но не забывай и воспитывать.

Нефёдова Нурия Хаджиевна.
Самарская государственная областная академия (Наяновой),
учитель математики.
Учи, но не забывай и воспитывать.


Знакомясь с новыми людьми, не тороплюсь называть свою профессию, но многим даже удаётся сходу угадать, какой предмет я преподаю. На лбу, видимо, написано.
Как-то повелось, что мы, математики, - «сухари»! Почему же? Ведь в нашем ряду такие привлекательные женщины и симпатичные мужчины с умными лицами. Это мы останемся невозмутимыми, если вдруг завтра объявят, что обязательными для сдачи ЕГЭ станут литература, физика, химия, история, иностранные языки, музыка, физкультура, рисование, биология, география. Даже обрадуемся - не одним нам шишки получать.
Именно на уроках математики у учащихся воспитываются такие черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели. Но если ученики говорят: «уроки математики скучные», то они правы. Все дети от природы любопытны, а на уроках математики вряд ли можно найти ответы на жизненные вопросы. Сложно учить тому, чего не бывает. Не надо убеждать учеников, что все, чем приходится заниматься на уроке математики, будет непосредственно использоваться в будущей жизни. Достаточно помочь ученикам иначе взглянуть на математические задания: внести смысл в текстовые задачи, в функциональные зависимости, в обычные числовые примеры. До тех пор, пока мы будем заставлять учить формулы, натаскивать на определённых способах решения, давать готовые доказательства теорем, по – прежнему будем оставаться в глазах наших учеников «сухарями». Учить — значит совершать вместе с учениками открытия и строить предположения, жить вдохновением и интуицией. Нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Если чему – то доброму, полезному не научила на уроке своих учеников, то урок прошёл впустую.
Придать курсу школьной математики смысл можно, вплетая в структуру уроков воспитательную составляющую. Ни у кого не вызывает сомнений, что очень важно воспитать у подрастающего поколения экологическую культуру. Для этого даже не требуется менять содержание предметов, достаточно использовать метод включения в ткань урока заданий с экологическим содержанием. Вполне допустимо, что качество знаний по математике в обычном классе составляет 50-60% (а иногда и меньше). А если бы мы смогли измерить качество экологической культуры, то 50-60% стали бы тревожным показателем. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать.
Комплекс из поурочных экологических заданий создан в рамках проекта «Экологические капельки», в разработке заданий участвовали учителя разных предметов из Самарской государственной областной академии (Наяновой), в составе которого есть школа. В этой школе и прошла апробация новых заданий.
Экологические задания вызывают неподдельный интерес у школьников, причем значительно повышается интерес и к самим предметам, через которые формируется экологическая культура. Это связано с тем, что все задания связаны с жизнью, основаны на реальных фактах, цифрах, событиях. Вот одна из таких задач по математике:
При добыче полезных ископаемых часто прибегают к взрывным работам, которые служат источником пыли и ядовитых газов. В результате одного среднего по массе взрыва в атмосферу выбрасывается от 150 до 200 т. пыли.
1) Оцените, сколько тонн пыли будет выброшено в атмосферу в результате 4 взрывов? 10 взрывов?
2) Сколько примерно было произведено взрывов, если в атмосферу было выброшено от 900 до 1200 тонн пыли?
3) Какие средства защиты от запылённости вы знаете?
Решая задачи с таким содержанием, учащийся становится сопричастным к проблеме формирования здорового образа жизни, к проблемам, порожденным необходимостью восстановления и разумного использования природы. Знания становятся осознанными, ученик видит реальную необходимость приобретения знаний. Экология на всех уроках – это синтез обучения и воспитания – то, к чему мы, инженеры человеческих душ, должны стремиться.
Как сказал ещё до нашей эры Гораций, новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые. Кто, если не мы, научит наших детей жить в гармонии с природой, всем миром. Кто, если не мы, возьмёт в наше непростое время ответственность за будущее планеты, заполняя сердца и разум наших учеников любовью к окружающему миру, ко всему живому, к людям.
Всего комментариев: 14
avatar
1 NURIA • 18:32, 02.10.2011

Уважаемые коллеги! Надеюсь, организаторы позволят мне выйти за рамки эссе и прокомментировать свою работу. Рамки объёма эссе не позволили рассказать о том, как я пришла к вопросу формирования здорового образа жизни и экологической грамотности учеников, как работала над созданием сборника заданий по курсу алгебры 7-9 классов в рамках проекта "Экологические капельки" и многое другое. Но самую главную мысль - учи, не забывая воспитывать, постаралась донести. Если среди вас нашлись те, кто не просто работу прочитает, сформирует своё мнение и перейдёт к чтению следующей работы, а заинтересуется вопросом формирования экологической культуры на любом уроке, по любой школьной дисциплине, буду рада ответить на вопросы. Сборники по таким предметам, как русский язык, история, география, физика, химия, обществознание, биология, иностранные языки и др. уже созданы, только пользуйтесь. Капля камень точит, достаточно на каждом уроке выполнить всего 1 задание, содержащее экологический компонент.
avatar
3
2 • 21:55, 02.10.2011

Буду краток и лаконичен. Конечно, не сравнить школьную жизнь автора статьи с жизнью настоящего поколения учащихся. Это веяние времени. Конечно больно и странно то, чтобы учить точным наукам,обязательным предметам -математике, приходиться прибегать к неординарным методам.Почему термин-"обязательный предмет" утратил свое состояние,положение в порядке вещей? Кажется навсегда засел в памяти плакат, висевший у нас в школе перед математическим классом- «Математику уже затем учить надо,
что она ум в порядок приводит»
М.В. Ломоносов
Спасибо автору статьи, моей однокурснице Ташкентского авиастроительного факультета ТашПИ за самовыражение. Молодец! Идущий осилит дорогу! Жду новых публикаций.
avatar
3 элишка • 13:39, 04.10.2011

отлично, так держать!!))) smile
avatar
4 Ухова • 22:46, 04.10.2011

Воспитывать экологическую культуру у детей на уроках математики-это здорово!
avatar
5 gal-ramazan • 11:26, 06.10.2011

Цитата:"Как-то повелось, что мы, математики, - «сухари»! Почему же?" Думаю дело в том, что обычно математики занимаются только обучением, считая, что воспитание не дело математиков. Похвально, что вы не из их числа.
avatar
6 NURIA • 19:54, 06.10.2011

спасибо!!! особенно приятно услышать это от преподавателя физики, понимающего, как сложно обучение точным наукам совместить с воспитанием. smile
avatar
1
7 elya_zagit • 20:59, 06.10.2011

Статья интересная, а главное злободневная. Отличная мысль- воспитывать сознание!
avatar
8 NURIA • 22:30, 06.10.2011

Спасибо! Самое главное в жизни человека - это здоровье, а оно зависит от многих факторов. Сформировать правильное отношение к окружающему миру - задача каждого учителя.
Всем желаю крепкого - крепкого здоровья!
avatar
9 venera • 22:42, 06.10.2011

отлично!
avatar
10 Ирина_Евгеньевна • 14:09, 07.10.2011

А если задачки по математике будут иметь не только экологическое содержание? Разве нельзя связать их еще с чем-то другим, не менее важным? Например, статистикой ДТП, числом неполных семей, смертей от алкоголизма и т.д.? Вы делаете хорошее дело, Нурия Хаджиевна. Может, вы будете первым автором учебника "Воспитательной математики"? Есть веселый задачник Г.Остера, а у вас будет серьезный, воспитывающий нравственность. Успехов вам!
avatar
11 NURIA • 20:14, 07.10.2011

Спасибо, Ирина Евгеньевна, за хороший комментарий.Тема формирования экологической культуры близка мне по духу, поэтому нашла своё отражение в моей педагогической деятельности. Я шла к этому долго, сборник заданий по алгебре для 7-9 классов создавался не один год.
Вашу великолепную идею о задачнике "Воспитательная математика" стоит принять на вооружение, и не только мне. А ещё можно такие сборники заданий составить по различным школьным дисциплинам, так что есть тема для размышления. Вдохновения всем нам!!! biggrin
avatar
12 irbulat • 09:17, 16.10.2011

Солидарен с мнением автора на 100 процентов!
avatar
1
13 • 14:52, 25.10.2011

Это важно донести до ребят мысль об единстве с окружающей средой, ответственности за неё. А это и есть воспитание, а главный инструмент образование. Успехов ВАМ!!!
avatar
14 agape • 23:29, 31.10.2011

Гениально! У математиков всегда получаются самые лучшие сочинения!
Уважаю людей, которые могут быстро убрать всё лишнее, оставить главное, включить логику, приправить полученное искренностью, - и "5" в кармане! А главное - какая от этого ПОЛЬЗА! Поздравляю!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены