РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Пальшина Любовь Михайловна. Нельзя воспитывать не обучая
Пальшина Любовь Михайловна
МОУ Буйская СОШ (Бурятия, Бичурский район. С.Буй) Учитель русского языка и литературы Нельзя воспитывать не обучая Учить нельзя воспитывать ... Что же обозначает слово учить? А что значит воспитывать? Эти понятия тесно связаны между собой и не могут существовать одно без другого. Учить можно чему-то: математике, русскому языку, географии и т.д. Можно учить шить, готовить, управлять автомобилем, рабочим станком. Да мало ли ещё чего… Но всегда ли человек, обладающий обширными знаниями, является хорошим человеком? Всегда ли он может прийти на помощь ближнему? Всегда ли он способен пожертвовать собой ради других? Да. Учить легко: делись своими знаниями с теми, кому они нужны и кому нужны не очень, но учиться приходится. Не хочешь делиться знаниями – учи добывать их самостоятельно. В общем, это не так уж и сложно. А вот воспитывать… К.Гельвеций говорил: «Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание», а И.В. Гёте считал, что « поведение – великое зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Но как сделать этот лик чистым и красивым? Эта задача не из лёгких, но она стоит перед каждым, кто работает с детьми. Так хочется, чтобы дети, которых ты обучаешь, не только хорошо знали твой предмет, но и радовались успехам своих товарищей, переживали вместе с другими какие-то неприятности, уважительно относились к старшему поколению, а утром перед занятиями просто спросили у своего учителя: «Как у Вас дела?» Что же нам сделать для того, чтобы наши дети были такими? Главная фигура в решении этого вопроса – учитель, ибо, как говорил А. Дистервег: «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании». Именно образ мыслей учителя оказывает наибольшее воздействие на детей, заставляет их задуматься над тем, как поступать можно, а как не нужно. Ребята в 5-ом классе на уроке русского языка пишут изложение о берёзке, которая росла рядом с автобусной остановкой. Берёзка до поры была красивая, с кудрявой, раскидистой кроной. Но кто-то вбил большой гвоздь в ствол берёзки, чтобы повесить тяжёлые сумки. Рядом появился ещё один гвоздь. Потом люди сломали ветку, потому что на сучок тоже можно повесить увесистую авоську. Людям удобно, а вот берёзка зачахла. Учитель читает этот небольшой текст, а голос у него дрожит, и в глазах появились слёзы. А в классе – тишина… Всхлипнула за последней партой девочка, мальчишки прячут глаза. Всем жалко берёзку, а сколько их таких, загубленных нами? Дети пишут изложение молча, в классе - ни звука, а их души наполнены чувством сострадания к погубленному дереву и чувством уверенности в том, что они-то уж точно так делать никогда не будут. И учитель в этом уверен. Другой пример: изучаем с ребятами произведение И.С.Тургенева «Му-Му»: ребята осуждают поступок капризной барыни и Герасима, им жаль утонувшую собачку, они-то до последнего надеялись, что Герасим не погубит её. Вдруг тишину школьного коридора разрывает визг щенка (кто-то из школьников принёс его в надежде найти ему нового хозяина). А уборщица, схватив собачонку за голову, потащила её на улицу, чтобы не нарушить учебный процесс. Мальчишка, славившийся в школе неисправимым хулиганом, захлопнул учебник литературы и без разрешения учителя выскочил в коридор. Схватив из рук уборщицы щенка, он прижал его к себе и со слезами на глазах произнёс: «Не трогайте, я возьму его себе!» Он занёс щенка в класс, не боясь услышать упрёки учителя, потому что знал, что здесь его поступок только одобрят. Вот вам, пожалуйста, взаимосвязь воспитания и обучения. Смогут ли такие ребята быть равнодушными? Смогут ли сломать ветку дерева, затоптать расцветший цветок, обидеть беззащитного щенка или котёнка? Нет! Не смогут! Не смогут потому, что на уроках их сердца наполняются теплотой, добром и любовью. Не смогут потому, что учителю важно не только научить, но и воспитать, вложить в души детей всё светлое, хорошее, доброе.
Всего комментариев: 5
1
• 19:52, 01.10.2011
2
anizotrop • 10:22, 12.10.2011
3
идея • 19:42, 15.10.2011
4
gal-ramazan • 21:25, 15.10.2011
5
Ishina • 16:27, 23.10.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены