РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Пупанова Ольга Николаевна. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример
Пупанова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 52 города Брянска. Не надо воспитывать, надо жить и показывать пример Занимайся любимым делом, и тебе не придется работать ни одного дня в жизни! Конфуций Наша жизнь – эта картина, складывающаяся из пазлов каждого дня. У кого-то они разноцветные, со множеством оттенков, у кого-то спокойные, неброские, а у кого-то ровные квадратики серого цвета. Изо дня в день складывают один к другому - и ладно. А стоит убрать из нашей жизни несколько пазлов – и она станет неполной, картинка разрушится. Каждый из нас так бережно создаёт рисунок своей жизни… Из чего складывается работа школьного учителя? Из обучения и воспитания. Что важнее? Что поставить на первое место? Я не смогу ответить на этот вопрос. Мне кажется, это как пазлы: надо, чтобы каждая частичка заняла строго своё место и точно-точно подошла одна к другой. На мой взгляд, эти «работы» одинаковы: мы намечаем цель урока или воспитательного мероприятия, продумываем задачи , находим оптимальные формы реализации. Что сложнее: провести урок или воспитательное мероприятие? И то, и другое (качественно!) провести сложно. Всё это, безусловно, так. Но я хочу поговорить сейчас не об этом. Я уверена, что учить всё же легче («научить», правда, сложно…), чем воспитывать. Ведь, обучая, мы всегда «имеем под рукой» способы проверки результата: и устный опрос, и тесты, и многое другое. И всегда можем, если видим, что результаты нас не устраивают, тут же что-то изменить. А в воспитании? Вы никогда до конца не можете быть уверены, что достигли своей цели, ведь «нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…». И всё же, можно «работать», проводя урок, можно «работать», организовывая воспитательное мероприятие, но нельзя «работать», воспитывая! Я надеюсь, вы поняли, что я имею в виду… Я работаю в школе уже более двадцати лет и никогда не «играла» в эмоции со своими детьми. Я сержусь, если рассержена. Я расстраиваюсь, если меня обидели или подвели. Я смеюсь, если мне действительно весело. Я прощаю, если уже не чувствую обиды. И всё я это делаю не из педагогических побуждений, а просто потому, что живу вместе со своими учениками здесь и сейчас! Правильно ли это? Не знаю. Но мне кажется, что по-другому нельзя. Дети – очень чуткий барометр нашей искренности. Они всегда точно чувствуют, «заслужили» ли они в полной мере нашего гнева. И понимают нас. И прощают нас. И меняются сами, становясь понемногу лучше и чище. Мои первые дети (моё первое классное руководство) были – ох!- непростыми детьми: шумные, подвижные, не любящие учиться, нарушающие дисциплину на уроках… Как я только с ними ни разговаривала! Как только ни убеждала – не слышат. И тогда я написала им письмо. Всему классу. Очень искреннее было письмо. Написала, что не могу у них больше оставаться классным руководителем, ведь лучше они не становятся от того, что я с ними рядом. Оставила на столе, сама вышла и ждала в учительской: сейчас поднимется шум(одни ведь в кабинете, они-то и при учителях спокойно не ведут).. Но тишина… Прозвенел звонок. Мои дети тихо-тихо вышли из кабинета и пошли в столовую. А на столе меня ждали их ответные письма… Стали ли они после этого «ангелами»? Отнюдь. Но они стали учиться меня «слышать» … Как часто приходится сталкиваться с уверенностью некоторых учителей и очень многих родителей, что ребёнка можно воспитать правильными словами, достаточно произносить «нужные» воспитательные речи. – и твоя воспитательная миссия будет исполнена! Если бы всё было так просто! Зачастую мы не обращаем внимания на то, что детям важнее, как мы живём, а не что говорим. Мне кажется, я имею моральное право наказывать за сквернословие, потому что сама никогда этого не допускаю. Но я никогда сильно не ругаю за небольшие опоздания – сама ведь не без греха… Как много нам надо знать и уметь, Чтоб быть впереди и повсюду успеть, Чтоб за руку взять, И чтоб нам её дали В час трудный отчаянья и печали, Чтоб поднять настроение. И заставить поверить, Что жизнь надо добрыми мерками мерить, - эти слова принадлежат моей подруге, замечательному человеку, классному руководителю моей дочери. Человеку, который воспитывает детей своей жизнью, своим примером, а не из «педагогических соображений». Кстати, я заглянула в «Этимологический словарь», решив выяснить «корни» слова «воспитание». И знаете, что оказалось? Воспитание – воспитать – питать – пестовать – пища. «Пестун» - воспитатель. Пестовать наших детей, любить их, быть с ними искренним и честным, воспитывать своей жизнью – вот в чём наше предназначение. И если мы как учителя даём «пищу» для ума, то мы как воспитатели должны давать «пищу» для души. «А иначе зачем на земле этой грешной живём»… Жизнь – это картина, складывающаяся из пазлов каждого дня. Моя картина ещё полностью не сложена. Её помогают мне собирать мои родные, друзья, коллеги и мои ученики…
Всего комментариев: 5
1
gal-ramazan • 21:35, 15.10.2011
2
идея • 18:41, 17.10.2011
1
3
Ishina • 22:11, 22.10.2011
1
4
pupanova • 19:21, 01.11.2011
5
Лера9842 • 23:41, 08.06.2012
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены