РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Киселева Марина Сергеевна. Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя
Киселева Марина Сергеевна,
ГБОУ НПО ПЛ №36, преподаватель русского языка и литературы, социальный педагог Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя Работа с детьми, несомненно, несёт большую радость, но, подчас, и не меньшие затруднения… Кто из нас, преподавателей, хоть раз не оказывался в ситуации, когда стоишь перед детским коллективом и не знаешь, как и что ответить на некорректное высказывание или нетактичный выпад кого-нибудь из класса? Конечно, после минутного замешательства хочется вспылить, поставить ученика на место или выгнать его из класса … Но в том и заключается специфика нашей профессии, что любую конфликтную ситуацию нужно уметь перевести в педагогическую плоскость и решать её соответствующе. Однажды поддавшись личностным человеческим слабостям, восстановить в классе свой авторитет будет чрезвычайно трудно. Поэтому задача педагога на уроке не только контролировать класс, но и ни на секунду не ослаблять самоконтроль. Даже за пределами образовательного учреждения необходимо помнить о том, что позволяя себе маленькие слабости (лень, ложь, вспыльчивость) мы вынуждены будем прощать их и нашим ученикам. Следовательно, следует быть терпеливыми, без напряжения и нервозности реагировать на личностные проявления учащихся и владеть собственным настроением. Вот, например, однажды на уроке один из обучающихся в довольно грубой форме высказался, что ему ничего не понятно из объясняемого материала и усомнился в моих способностях как преподавателя. Здесь нужно оговориться, что работаю я в системе начального профессионального образования и преподаю литературу уже взрослым «деткам» (10-11 классы). Конечно, было крайне неприятно и обидно слышать такие обвинения, поскольку о романе «Война и мир» я рассказывала, разве что не показывая в лицах… Но у педагогов реакция должна быть мгновенной (практически как у саперов), поэтому первую эмоциональную вспышку возмущения пришлось отмести сразу же, взять себя в руки, перевести назревающий конфликт в шутку и переговорить с грубияном после занятия. Анализируя случившееся, я поняла, подросток сделал так не специально, это было минутным порывом, а я как педагог, конечно же, должна владеть культурой эмоций и своим примером показать способ поведения в конфликте и выхода из него. То же относится и к работе социального педагога. Специфика его деятельности – взаимодействие с подростками девиантного поведения. Но ярлык – «девиантные», «группа риска» - приклеили им мы, взрослые. Иногда абсолютно не владея обстоятельствами, взрослые способны надломить душу юного человека (но уже личности!), за мелкий проступок отправив его по всем контролирующим инстанциям. А почему мы называем поведение такого подростка «отклоняющимся»? «Отклоняющимся» от чего? Опять же от собственных, «взрослых» норм и правил. То есть по непонятно кем данному праву группа взрослых решила, что такой подросток не соответствует «их» обществу и правилам… Чем отличается работа врача от работы педагога? Результаты медицинского воздействия видны через некоторое время, в то время как итоги работы педагога могут проявиться спустя годы! Сейчас стало модно говорить о том, что «дети учиться не хотят, и ничто их не интересует, кроме компьютера… и вообще, зачем они в школу приходят?» Уважаемые учителя, а кто нам сказал, что они приходят в школу (лицей) учиться? Ведь это мы так решили, а спрашивали мы у детей? Большинство из них приходят, чтобы общаться с ровесниками, так они утверждаются, реализовывают себя. Мы сами воздвигаем непреодолимые стены между собой и обучающимися, говоря, что «хотим дать им знания, а они не хотят их брать»… Действительно, почему мы считаем, что лучше знаем, что хорошо для детей? Такие выводы ничем не подкреплены. Мы сами создаём жёсткую оппозицию «мы – они», «взрослые – дети», а такое противопоставление ведёт только к увеличению разрыва между нами и учениками. Поскольку педагоги, на мой взгляд, мобильная профессия, нужно стремиться сократить пропасть непонимания и, да-да, отставания от новинок технической мысли. Противопоставление себя детям и нежелание понять их – это признак конформизма и, простите, лени сделать над собой усилие. Педагогика – это искусство. Искусство обучения и воспитания. Но не следует забывать, что это процесс обоюдного взаимодействия. Взяв на себя ответственность воспитывать и обучать других, мы ни в коем случае не должны забывать о самовоспитании и самообразовании. Остановившись в собственном развитии, потеряв желание искать и творить, постепенно можно превратиться в живой памятник самому себе: вроде и величественно, но уж очень мешает, стоя посреди дороги… Владение педагога коммуникативной культурой, открытость навстречу детям и свобода от стереотипов восприятия и делают личность преподавателя привлекательной. А ведь это, согласитесь, уже полдела на пути к вечной тайне детского сердца…
Всего комментариев: 12
1
Ирина_Евгеньевна • 15:16, 04.10.2011
2
kiseleva-ms • 22:31, 05.10.2011
3
anizotrop • 09:55, 12.10.2011
1
4
kiseleva-ms • 20:20, 13.10.2011
5
ALEX78 • 18:36, 14.10.2011
6
kiseleva-ms • 18:20, 15.10.2011
7
идея • 19:05, 15.10.2011
8
kiseleva-ms • 19:28, 17.10.2011
9
Ishina • 16:40, 23.10.2011
10
kiseleva-ms • 21:27, 26.10.2011
11
• 13:48, 16.01.2012
12
nvityutnev • 05:09, 01.05.2012
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены