РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Лобанова Лидия Павловна. Работаешь в школе, значит, воспитывай
Лобанова Лидия Павловна
ГОУ СОШ №763, Москва учитель математики Работаешь в школе, значит, воспитывай Работаешь в школе, значит, воспитывай (особенности воспитательной работы на уроках математики) - Как ни тщусь: Что-либо, кроме гаммы – Беспоследственно. М. Цветаева, «Крысолов» Математики – какими их видят другие? Как правило, о математиках судят как о «сухарях», которые погрязли в каких-то скучных формулах. А для детей учитель математики может быть чуть ли не монстром. Со всеми графиками, уравнениями и кошмарными теоремами – ну не чудище? Мы, учителя, можем и должны стремиться к тому, чтобы урок проходил интересно, чтобы математика не казалась страшной и недоступной. У нас есть прекрасные ученики, которые легко впитывают каждое слово, хотят и могут учиться, но даже они чаще всего преследуют вполне практичную цель – сдать ЕГЭ на высокий балл и поступить в престижный институт. «У нас такая жизнь, ничего не поделаешь!» Эта логика обволакивает, к ней очень многие привыкли. Но ведь она-то и высушивает, а не математика! Больше, чем когда бы то ни было я стараюсь сейчас говорить детям о духовных ценностях. Что удивительного в гиперболе? А то, что она, приближаясь к осям координат, никогда не пересекает их. Но становится к ним все ближе и ближе! «Как это может быть? – спрашивают восьмиклассники. «Так же, как человек все время стремится к идеалу, но никогда его не достигает, а стремиться нужно!» Что важнее – формула решения кубического уравнения или легенда о том, как в Италии 16 века оскорбленный Тарталья вызвал Кардано на математическую дуэль, считая, что Кардано украл его решение? Ведь и сейчас защита авторских прав актульна не меньше. Говорят, что у математиков логика двузначная и поэтому для них все либо белое, либо черное. Но как раз недавно я прочитала в статье писателя А.Мелихова (а он кончал матмех в Ленинграде), что как раз наоборот! Именно математик скорее заметит неоднозначность окружающего. И исследования в современной математике это подтверждают! Как донести эту мысль до школьников? По крупицам... Ведь неоднозначность иногда встречается абсолютно неожиданно. Часть всегда меньше целого, мы к этому привыкли. А в мире бесконечного – нет! Вот, говорю я на уроке, мы знаем целые числа и натуральные. Натуральные – часть целых. Но - черчу координатную прямую и расставляю стрелки. Натуральных столько же, сколько целых! А еще есть рациональные числа... Математика сродни музыке, об этом хорошо написано у Стравинского: математик (как и композитор) выбирает одно из возможных решений за его красоту. Стараемся увидеть ее в школе! На уроках стереометрии изучаются правила проектирования. Но ведь это важно для художника! Какие картины написаны в параллельной проекции? Посмотрите на изображения в обратной перспективе! Мы уносимся вдаль, поднимаемся ввысь, погружаемся в мир красок и волшебного воздуха. Все это помогает «не засохнуть» и нам, и детям, в которых просыпается чувство сопричастности к прекрасному. На математике – большая ответственность. Еще в 12 веке индийский астроном Бхаскара видел в ней «средство к пониманию всего сущего». В нашей трудной жизни, когда все стремительно меняется, важно дать школьникам нужную ориентацию в окружающем мире. В виртуальный мир абстракций легко уйти, не замечая что вокруг (об этом написана повесть Иличевского «Математик»). Как «выдернуть» ребенка из этой зависимости? У Иличевского таким лекарством стали горы. Искуственная высота, ложные ценности и как противовес - настоящие горные вершины. Как у Высоцкого - «лучше гор могут быть только горы». Необязательно буквально следовать этому и собираться в горы. Но можно представить себе – это идеал, которого не достигаешь, но к которому обязательно нужно стремиться. В школе, на уроках: понемногу, но каждый день. Играть гаммы – замечательно, но в меру. Давайте слушать настоящую музыку! И мы, и наши дети. Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Меняем привычки или 15 правил здорового образа жизни Физическая культура для детей с ОВЗ "Диалог поколений" - как понять детей, представляющих другие поколения Стресс сентября. Какие симптомы должны насторожить родителей? Что делать родителю, если у ребенка нет друзей. Как помочь и как не навредить? |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены