РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Лобанова Лидия Павловна. Работаешь в школе, значит, воспитывай

Лобанова Лидия Павловна
ГОУ СОШ №763, Москва
учитель математики
Работаешь в школе, значит, воспитывай


Работаешь в школе, значит, воспитывай
(особенности воспитательной работы на уроках математики)

- Как ни тщусь:
Что-либо, кроме гаммы –
Беспоследственно.

М. Цветаева, «Крысолов»

Математики – какими их видят другие? Как правило, о математиках судят как о «сухарях», которые погрязли в каких-то скучных формулах. А для детей учитель математики может быть чуть ли не монстром. Со всеми графиками, уравнениями и кошмарными теоремами – ну не чудище?
Мы, учителя, можем и должны стремиться к тому, чтобы урок проходил интересно, чтобы математика не казалась страшной и недоступной. У нас есть прекрасные ученики, которые легко впитывают каждое слово, хотят и могут учиться, но даже они чаще всего преследуют вполне практичную цель – сдать ЕГЭ на высокий балл и поступить в престижный институт. «У нас такая жизнь, ничего не поделаешь!» Эта логика обволакивает, к ней очень многие привыкли.
Но ведь она-то и высушивает, а не математика! Больше, чем когда бы то ни было я стараюсь сейчас говорить детям о духовных ценностях.
Что удивительного в гиперболе? А то, что она, приближаясь к осям координат, никогда не пересекает их. Но становится к ним все ближе и ближе! «Как это может быть? – спрашивают восьмиклассники. «Так же, как человек все время стремится к идеалу, но никогда его не достигает, а стремиться нужно!»
Что важнее – формула решения кубического уравнения или легенда о том, как в Италии 16 века оскорбленный Тарталья вызвал Кардано на математическую дуэль, считая, что Кардано украл его решение? Ведь и сейчас защита авторских прав актульна не меньше.
Говорят, что у математиков логика двузначная и поэтому для них все либо белое, либо черное. Но как раз недавно я прочитала в статье писателя А.Мелихова (а он кончал матмех в Ленинграде), что как раз наоборот! Именно математик скорее заметит неоднозначность окружающего. И исследования в современной математике это подтверждают!
Как донести эту мысль до школьников? По крупицам...
Ведь неоднозначность иногда встречается абсолютно неожиданно. Часть всегда меньше целого, мы к этому привыкли. А в мире бесконечного – нет! Вот, говорю я на уроке, мы знаем целые числа и натуральные. Натуральные – часть целых. Но - черчу координатную прямую и расставляю стрелки. Натуральных столько же, сколько целых! А еще есть рациональные числа...
Математика сродни музыке, об этом хорошо написано у Стравинского: математик (как и композитор) выбирает одно из возможных решений за его красоту. Стараемся увидеть ее в школе!
На уроках стереометрии изучаются правила проектирования. Но ведь это важно для художника! Какие картины написаны в параллельной проекции? Посмотрите на изображения в обратной перспективе! Мы уносимся вдаль, поднимаемся ввысь, погружаемся в мир красок и волшебного воздуха. Все это помогает «не засохнуть» и нам, и детям, в которых просыпается чувство сопричастности к прекрасному.
На математике – большая ответственность. Еще в 12 веке индийский астроном Бхаскара видел в ней «средство к пониманию всего сущего». В нашей трудной жизни, когда все стремительно меняется, важно дать школьникам нужную ориентацию в окружающем мире. В виртуальный мир абстракций легко уйти, не замечая что вокруг (об этом написана повесть Иличевского «Математик»). Как «выдернуть» ребенка из этой зависимости? У Иличевского таким лекарством стали горы. Искуственная высота, ложные ценности и как противовес - настоящие горные вершины.
Как у Высоцкого - «лучше гор могут быть только горы». Необязательно буквально следовать этому и собираться в горы. Но можно представить себе – это идеал, которого не достигаешь, но к которому обязательно нужно стремиться. В школе, на уроках: понемногу, но каждый день.
Играть гаммы – замечательно, но в меру. Давайте слушать настоящую музыку! И мы, и наши дети.
Всего комментариев: 2
avatar
1 Ishina • 20:32, 20.10.2011

Уважаемая Лидия Павловна! У Вас здорово получилось переложить на язык разума, логики то духовное чувство и гармонию, которое стараетесь донести до своих учеников. Заинтересовали, приведённые Вами, параллели между проектированием и перспективой в изобразительном искусстве, формулой решения кубического уравнения и легендой о математической дуэли. Здорово, что Вы тАк любите свой предмет и стараетесь такИм образом заинтересовать и привить любовь к своему предмету, рассеивая предвзятое отношение к «сухарю» - математике. Гармония – это созвучие в музыке, вот это созвучие и повествует Ваше эссе. Спасибо Вам!
avatar
2 anizotrop • 11:35, 21.10.2011

Добротное естественнонаучное образование, точные науки ... Есть ли в них еще какая-то ценность кроме будущей хорошей зарплаты и престижной работы? Наверное, да. Они позволяют видеть мир с его многочисленными сложнейшими связями и глубже понимать их. А это тоже не мало. Настоящее образование всегда воспитывает, оно позволяет не только знать строение цветка и его роль в природе, но и глубже чувствовать его совершенство, его красоту.
Красота решения ... Сколько учительского труда должно быть вложено в ученика, в класс, чтобы об этом можно было с ними хотя бы говорить. И, вместе с тем, для этого нужно не так уж много усилий! Надо "всего лишь" увидеть прекрасное в обычном самому и показать другому – смотри, как красиво. Увидеть красоту цветка легко, а красоту гиперболы поймет не каждый и не сразу. Пусть дети еще не видят истинной красоты, пусть не очень её ценят. Это придет вместе с трудным опытом к тем, кто захочет пойти в этом направлении. Учитель же, показавший им эту дорогу, и подавший руку в начале пути, достоин восхищения и благодарности. Спасибо.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены