РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Цуканова Валентина Петровна. Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс
Цуканова Валентина Петровна.
Учитель русского языка и литературы МОУ "МИхайловская С(п)ОШ" Бурлинского района, Алтайского края. Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс. Очень интересная тема предложена для творческой работы: учить нельзя воспитывай! Где же поставить запятую!? Что же первично: воспитание или обучение! В памяти всплывает высказывание Л.Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Какие верные, точные слова! Остаётся только следовать им: воспитание и обучение неразрывны! Вот уже более 35 лет изо дня в день я переступаю порог любимой школы, сразу попадая в особую, неповторимую атмосферу. Расположилась она далеко от центра, "в стороне". Большинство моих учеников - школьники обычных способностей. Двадцать первый век - век развития информационно-коммуникационных технологий. Компьютеры прочно вошли в жизнь молодого современного человека. Виртуальное общение позволяет уйти от многих проблем, поэтому вызвать интерес к русской словесности - задача не из легких. На уроках они рассуждают о жизненно важных вопросах, отражение проблем «века минувшего» находят в «веке нынешнем». Интересные уроки помогают ребятам научиться не только эмоционально и грамотно говорить, но и отстаивать собственное мнение. Преподавание литературы немыслимо без живой исторической основы. Ребята читают дополнительную литературу, выходят в Интернет, готовя доклады или выступления по определённой теме, оформляют стенды. Так исторически подготовленный, умом осмысленный и сердцем воспринятый войдет на урок со своим произведением писатель. Школьники его поймут и полюбят. Хорошей формой для коллективного познания является театрализованная игра, которую иногда применяю, чтобы не появилась скука однообразия. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не боятся ошибиться. ( Мои выпускники до сих пор вспоминают театрализованные уроки по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Прекрасная актёрская игра позволила понять сложнейшие жизненные проблемы) По моему глубокому убеждению, каждый урок литературы - это урок совместного творчества учителя и учеников, урок духовности и человеколюбия. Только такие уроки позволяют формировать творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно жить, думать, чувствовать, творить, совершать открытия. Из года в год провожу интересные "литературные гостиные", когда горят свечи, звучат прекрасные стихи и негромкая музыка. Как показывает опыт, в обстановке "гостиной" обсуждение сложнейших нравственных проблем может стать для каждого присутствующего глубоко личным. Периодически, я являюсь классный руководитель. Ни мало, ни много, а три полных выпуска прошли через моё сердце. Каждому я отдала частицу своей жизни, каждый остался в моей памяти. В каждом выпуске (именно в 10 классе) осенью традиционно провожу ночной костёр "дружбы". (А идею позаимствовали у Л.Н. Толстого из романа «Война и мир») В подготовке этого интереснейшего мероприятия участвует небольшая группа ребят, всё держится в строжайшей тайне. Нужно подготовить все необходимые атрибуты (помните, как Пьера Безухова принимали в масоны?) Всегда много эмоций, чувств. Ребята получают таинственную записку, написанную невидимыми «чернилами»-одеколоном, (если подержать в воде, текст можно прочитать), высказывают свои предположения вызывающего послания, принимают решение принять вызов. Ровно в назначенное время вспыхивает фейерверк - действо начинается... Не успевают все прийти в себя, как из лесочка выходят двое во всём чёрном и требуют следовать за ними. Проводят всех на поляну, там раскинут шатёр-палатка огромного размера, все размещаются в ней. Загораются свечи, начинается обряд посвящения в десятиклассники (нужно пояснить, что к нам в среднюю школу приходят учиться ребята из трёх соседних школ). Не буду утомлять описанием всего мероприятия. Но кто может чётко разграничить, что здесь первично: обучение или воспитание? Постепенно в классе складывается атмосфера товарищества, толерантности, несмотря на то, что ребята разных национальностей: русские, казахи, украинцы, немцы. Д.С.Лихачёв в одном из своих писем о добром и прекрасном утверждал, "...учиться нужно всегда. Перестанешь учиться - не сможешь и учить". В течение многих лет я учу своих питомцев всему тому, что знаю и умею сама: думать, мечтать, красиво говорить и правильно выражать свои мысли. При этом постоянно учусь сама у своих учеников, не утрачивая огромного желания "объять необъятное", так как считаю, что каждому человеку, независимо от возраста и степени образованности, рода деятельности и социального статуса нужна постоянная работа над собой!
Всего комментариев: 3
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены