РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Голубева Наталья Леонидовна. Учи, но не забывай и воспитывать
Голубева Наталья Леонидовна,
учитель русского языка и литературы "МОУ Лесогорская СОШ". Учи, но не забывай и воспитывать Парадоксом нашего времени является то, что при модернизации, оптимизации и многочисленных инновациях в школьном образовании, мы постоянно сетуем. Сетуем на разрушенное нравственное здоровье учащихся. Мы получили ученика с большой головой и маленьким сердцем. Мы – учим, но забываем воспитывать. Не перестаем восхищаться Лицеем, давшим нам Пушкина, и забываем о его цели: образование и воспитание, о его девизе: «Для общей пользы». Невозможно, решая сложную задачу, не ссылаться на авторитеты. Вот слова русского философа И. А. Ильина : «Надо раз и навсегда установит и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и гражданин, чем бессовестный грамотей; и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации». Значит, все-таки учи, но не забывай воспитывать. А если забываешь? Пример из практики. В 9 классе возвращаемся к разговору о повести Гоголя «Шинель» : я – учила: 1 урок в 8 классе, все по программе: сюжет, образ «маленького человека». Возмущенный ученик заявляет, что мы уже изучали это произведение. На вопрос, о чем оно, радостно отвечает: «Как у одного мужика шубу украли». Что же мы делаем? Мы учим высокому, а получаем «… коротенькие идейки и парикмахерское развитие» (Достоевский). Мы им: «гений чистой красоты», «луч света в темном царстве», Сонечка Мармеладова... А они уверены, что лозунг «Бери от жизни все» - правильный и что все у них будет «кока-кола». Что может сделать учитель, преподаватель (детоводитель)? Предложим учащимся «оценить» абстрактного современного человека. Вариант: есть мерседес – хороший человек, нет мерседеса – какой? Смешно. А что если рядом с литературоведческими терминами на уроках литературы попробуем использовать понятие шкала нравственных ценностей. Предложим разделить «рассыпанные» критерии оценки на две группы по принципу «что такое хорошо и что такое плохо» и получим: добродетель: вера, надежда, любовь, смирение, кротость, правдолюбие, милосердие, чистота сердца, миролюбие, бескорыстие, совесть, справедливость, уважение к личности, благожелательность, патриотизм и т.д. грех: гнев, злоба, самопревозношение, двоедушие, лицемерие, прекословие, надменность, злословие, клевета, праздность, гордость, уныние, индивидуализм и т. д. Ученики это понимают и принимают. Если мы на уроках русского языка предложим для анализа лексический ряд: супруги - брачные партнеры; выделим в слове супруги приставку су- , подберем однокоренные слова: упряжка, запрягать; выясним, что этимологически корень в них обозначает «сопряжение», причем в русской культуре в слове супруги символизируется сопряженность духовная, установленная свыше, то, может, это и есть и воспитание, и образование? Если мы, изучая систему образов в «Евгении Онегине», задумаемся о красоте Татьяны Лариной (поставим рядом, конечно, Барби и Мерлин Монро), увидим одни отрицательные определения: Она была не тороплива Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней… И поможем понять своим ученикам, что это красота благодатная, и попросим вспомнить женские образы на дискотеках и светских тусовках, то… увидим, что они и это понимают и принимают. Найдите время для любви к ученикам. Найдите время для общения с ними. Найдите время не только для их образования, но и для воспитания. Чтобы мысль о своем будущем не замыкалась для них (и для нас!) шкалой потребления, но была неотделима от мысли о судьбе Родины, о нравственном здоровье нации.
Всего комментариев: 20
2
1
Specialist • 21:49, 01.10.2011
1
2
opettaja • 19:14, 02.10.2011
3
• 20:04, 03.10.2011
1
4
opettaja • 21:08, 04.10.2011
2
5
ГалинаЧ • 01:41, 05.10.2011
2
6
• 14:42, 05.10.2011
2
7
gal-ramazan • 11:36, 06.10.2011
2
8
02021955 • 16:07, 06.10.2011
9
opettaja • 18:42, 06.10.2011
1
10
• 22:37, 09.10.2011
1
11
• 20:09, 20.10.2011
1
12
Ishina • 19:29, 21.10.2011
13
opettaja • 11:28, 22.10.2011
19
02021955 • 23:51, 31.10.2011
14
anizotrop • 18:36, 30.10.2011
15
02021955 • 22:10, 30.10.2011
16
anizotrop • 19:25, 31.10.2011
18
02021955 • 23:37, 31.10.2011
17
• 21:17, 31.10.2011
20
• 18:45, 01.11.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены