РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Гайдук Надежда Викторовна. Попробуй таких неучей повоспитывай!

Гайдук Надежда Викторовна
Воронежская кадетская школа им. А.В.Суворова
Учитель русского языка и литературы
Попробуй таких неучей повоспитывай!



Попробуй таких неучей повоспитывай! Фраза, которая заставила задуматься над вопросами: А что, воспитывать надо только умных и талантливых, чистеньких и аккуратных? Неужели среди тех, кого Господь Бог не наградил феноменальными способностями, кого вовремя не разглядел первый учитель, не может быть ребят, нуждающихся в совете, поддержке взрослого человека, взявшего на себя миссию воспитывать? Не согласна!
Из моей двадцатилетней практики двенадцать отдано работе в школе - интернате для детей из социально неблагополучных семей. Было всякое: и побеги из школы (так называемое желание почувствовать «свободу»), и воровство, и выяснение отношений. Но почему-то запоминается только хорошее, которого было значительно больше.
В 6-й класс, где я была классным руководителем, привели среди учебного года мальчишку, маленького, щуплого, но очень шустрого. Он сразу привел всех девчонок класса в недоумение, рассказав о Бобровской воспитательной колонии для несовершеннолетних, где ему довелось пробыть целый месяц. Конечно, этим он хотел завоевать себе авторитет в коллективе. И это ему удалось: кто-то стал обходить стороной, кто-то просто не связывался. Но когда этому же мальчишке я принесла из дому одежду, оставшуюся от старших детей, потихоньку передала её воспитателю, чтоб Сережка (так звали нашего новенького) не догадался, то была приятно удивлена на следующий день. Куда девались эти замашки будущего бандита? Передо мной стоял «мужичок» в отглаженных рубашке и брюках. Когда же он услышал похвалу из моих уст, то первая фраза была такая: «Это еще что! Мне завтра воспитатель крем принесет – я туфли начищу!» Вот тебе и «гроза» класса. Просто надо было отогреть эту маленькую замерзшую душу. Никаких нравоучений Сергей не потерпел бы, поэтому приходилось искать подходы, не всегда описываемые в педагогических учебниках. И это удалось. Мальчишка не только не сбежал из школы, а даже нашел друзей в классе.
Мне повезло: я работала в прекрасном коллективе, где каждый взрослый, будь то учитель, воспитатель, повар или секретарь, болел за судьбу ребенка. И главное для нас было не столько наверстать упущенное в учебе, сколько помочь ребенку преодолеть барьер, через который он уже однажды переступил, не дать ему опуститься на ступень ниже. Я на всю жизнь запомнила слова нашего завуча на очередном педсовете по поводу правонарушителей: «Принимая решение о дальнейшей судьбе ребенка, представьте на его месте своего сына или дочь. И сто раз подумайте: стоит ли это делать. Не станет ли это следующим шагом в пропасть? Может, можно еще что-нибудь сделать?»
Среди моих учеников есть врачи и учителя, агрономы и экономисты, инженеры и военные, таксисты и грузчики, строители и дальнобойщики. Я очень рада, что они состоялись как личности. В этом есть и моя доля. Особенно трогает за душу, когда после окончания школы прошло 5-7 лет, и кажется, все уже забыто, работаю в другой школе… Вдруг в переполненном автобусе тебе кричат с задней площадки: «Здравствуйте, Надежда Викторовна! Идите садитесь!»
Три года назад я попала в больницу с тяжелым приступом, в отделение еле дошла. Уложили в палату, пришла медсестра: «Марина, ты что ли?» «Я, Надежда Викторовна. Вот вам на первое время лекарства, пока из дому не принесут. А если предложат операцию, соглашайтесь: врачи у нас замечательные». Всю неделю ее дежурство начиналось с вопроса: «Как вы себя чувствуете?»
Как можно после этого не любить свою профессию? Ведь то, что ты оставил след в душах своих учеников, это ли не счастье для учителя?
Подводя итог своим размышлениям, хочу сказать: воспитание – дело каждого учителя, уважающего себя и своих учеников, и воспитывать надо всех: вежливых и грубых, честных и лживых, трудолюбивых и ленивых.
Собираясь с мыслями при подготовке к написанию эссе, нашла у Ф.М. Достоевского следующие слова: «Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними». Думаю, с этими словами нельзя не согласиться.
Всего комментариев: 3
avatar
1
1 anizotrop • 21:26, 06.10.2011

Ой, как правильно всё. Именно «ой», с привкусом горечи и досады на неустроенность нашей системы образования. При таком духовном богатстве многих учителей и воспитателей, управленческий аппарат выглядит как-то убого и серо. Бесконечные бумажные реформы и безрезультатные модернизации наглядно показывают скудомыслие и беспомощность системы управления. Неплохо бы в кабинете каждого чиновника от образования повесить плакат-памятку со словами Фёдора Михайловича (с заменой только одного слова): «Мы не должны превозноситься над учителями и воспитателями, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними». Может тогда хоть немного ...
avatar
2 Натусяк • 20:09, 07.10.2011

Искренне, трогательно. Удивительно. Очень сильно. И низкая рейтинговая оценка тому доказательство. Конкуренты не дремлют. Постараюсь помочь, насколько смогу.
avatar
3 Ishina • 22:15, 19.10.2011

Уважаемая Надежда Викторовна! Как порой трудно бывает растопить тот кусочек льда, который закристаллизовался в душе ребёнка. Что он слышал? Что он видел? В каких условиях жил? Чтобы понять, почему ребёнок пошёл на воровство или совершил другой проступок, нужно проникнуться всей душой, найти ту тропинку в заблудшей душе и осторожно вывести из этого «дремучего леса». Иногда, надо совсем немного, просто оказать материальную помощь, как в Вашем случае, а иногда нужно приложить массу терпения, личного времени, средств, чтобы отвоевать ребёнка из лап асоциального «монстра», с которым, к сожалению, нам приходится сосуществовать. Только Учитель – Человек – это осилит. Как говорится: дорогу осилит, идущий. Спасибо Вам!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены