РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Ржавцева Любовь Антоновна. Учи, но не забывай воспитывать

Ржавцева Любовь Антоновна,
учитель русского языка и литературы
МОУ "Нижнеомская СОШ №2"Нижнеомского района Омской области.
Учи. но не забывай воспитывать



Какие уроки в школе могут начаться с этих слов? Конечно, уроки русского языка и литературы. Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей и наполнять их красотой и добром!
Как научить слышать звук флейты в мире, окружающем нас? Как помочь ребёнку найти своё место в мире и быть услышанным? Изо дня в день, сам того не замечая, учитель ставит перед собой эти вопросы, потому что он не только учит, но и одновременно воспитывает. Учитель маленькими шажками идёт к своей цели - одновременно регулярно проводит работу по духовному оздоровлению своих учеников, а значит, воспитывает.
Например, уроки развития речи… «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке?», «О милосердии» – темы школьных сочинений, которые предлагает учитель на уроке. Звучат слова: «милое сердце», «сострадание», «вовремя прийти на помощь», «любовь», «честь», «совесть», «друг» - приводятся примеры из жизни. Результат: глубокий след в душе ребёнка. Воспитание идёт рука об руку с обучением.
Основой эстетического воспитания школьников является чтение и изучение русской классики, степень эмоционального воздействия которой на читателя безгранична, а нравственно-эстетический потенциал неисчерпаем. Читая и анализируя художественный тест, мы оцениваем поступки героев, наслаждаемся картинами природы, слышим русское слово «как подарок» - невольно и воспитываем. А иначе и быть не может!
Ведь именно литература содействуют формированию и воспитанию художественного вкуса, помогает формированию духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепляют их национальное самосознание, патриотические чувства. Таким образом, ученик приобретает жизненный опыт, обогащается духовно.
Сегодня, когда из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя появились богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Такие уроки литературы будут учить и одновременно воспитывать, они станут поистине уроками «нравственного прозрения».
Например, диалог на уроке литературы. Такие, например, вопросы, предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений: Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему? Возвышенное, прекрасное и страшное, безобразное в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня? Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение?
В процессе урока-диспута учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые мастерами слова.
«Лучше скажи мало, но хорошо», - учит русская пословица. Так дети учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, слушать других. Это ли не воспитание?
Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащегося и учителя. По утверждению И.С. Тургенева, литературное произведение хорошо уже тем, что оно «шевелит ум, наводит на мысли, заставляет мыслить». А это, бесспорно, процесс воспитания и развития ребёнка. Об этом не следует забывать!
Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Через литературные произведения развивается в маленьком человеке важнейшая грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине. Кто же останется равнодушным, слушая или читая такие строки:
О каждом новом свежем пне,
О ветви сломанной бесцельно,
Тоскую я в душе смертельно,
и так трагично-больно мне.
Редеет парк…
Или такое:
В парке плакала девочка:
«Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки
переломлена лапочка, -
Я возьму птицу бедную и в платочек
укутаю»…
И отец призадумался, потрясённый минутою…
Не зря В.Ключевский утверждал, что «учителю слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». В этом-то и суть этической культуры учителя. Ищите в ребёнке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «раковине». А это ли не воспитание?
Мы в школе – для учеников, а не они, дети, для нас, поэтому поможем им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, миром гармонии, спокойствия и сотрудничества. А дети будут знать, откуда берутся звуки флейты.
Всего комментариев: 7
avatar
1 Veteran • 07:17, 02.10.2011

ИЗВИНИТЕ! К сожалению, коллеги, целостность моей работы нарушена: по техническим причинам не вставился эпиграф к моей работе следующего содержания:
- Откуда берётся звук флейты?
- Из воздуха.
- Но ведь я всё время в нём - и нмчего.
_А ты найди своё место, и воздух удивится, что ты есть...
Ю.Кононенко.
avatar
2 anizotrop • 10:37, 05.10.2011

Все мы – флейты и все мы издаём звуки. Мы звучим поступками, взглядами, словами, жестами. Мы живые и можем слышать звуки других "флейт", но по-разному и не всех. Если люди звучат в унисон, значит, они слышат друг друга, значит, у них есть общий опыт жизни. Чем больше опыт учителя, тем легче ему слышать всех. Его диапазон звучания должен быть очень широк. Одно и то же литературное произведение одним нравится, другим – не очень, третьи вообще не понимают его смысла, не слышат. Звучание русской классики красиво и захватывающе, но сделать её слышимой – труднейшая задача учителя. Ведь в классической литературе есть только слово. Нет жестов, нет живой интонации, нет красноречивых взглядов. Многие поступки литературных героев и их причины непонятны современникам. Эпоха прошла. Но чувства, проблемы отношений между людьми и сейчас те же, что и в прошлом. И сейчас, как и раньше, волнует несправедливость, мучает горе, восхищает храбрость, трогает душу милосердие. В классической литературе уже давно есть ответы на многие детские и не детские вопросы, но не каждый учитель на своих уроках может сделать литературу живой и слышимой для своих учеников. Для этого, автор прав, совершенно необходимо проявить собственное неравнодушие к ним, к их чувствам и проблемам. Нужно слушать, слышать и отзываться ...
avatar
3 Veteran • 16:49, 05.10.2011

Что я и делаю на уроках литературы и русского языка уже 42 год, а жизнь и накапливаемый опыт моих бывших воспитанников-выпускников делает своё: преподносит всё новые и новые уроки. Не зря многие из них, закончив школу и окунувшись во взрослость, пишут: "Жизнь - это сложная штука!"
avatar
4 Ishina • 20:24, 18.10.2011

Уважаемая Любовь Антоновна! В Вашем эссе подробно и поэтапно описано, как в ходе учебно – воспитательного процесса на уроках литературы у детей формируются определённые знания, которые создают неограниченный резерв человеческого познания. Также воспитываете в молодом поколении, на примерах литературных героев, человечные качества: такие как совесть, сочувствие, понимание, воля и т.д. Спасибо Вам за работу!
avatar
5 • 16:56, 23.10.2011

СПАСИБО!
avatar
6 • 12:53, 03.11.2011

замечательное эссе. Безусловно школа - это практически последний оплот нравственности.Воспитание в нашем обществе развивается циклично, похоже сейчас у нас "ледниковый период", а учитель последний оплот, защита от зла и скверны. Не даром В Караковский назвал учителей "странными людьми.
Спасибо.
avatar
7 • 15:29, 15.12.2011

Эх,если бы эта была правда,поверте мне это всего лишь маска это человека!!!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены