РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Ржавцева Любовь Антоновна. Учи, но не забывай воспитывать
Ржавцева Любовь Антоновна,
учитель русского языка и литературы МОУ "Нижнеомская СОШ №2"Нижнеомского района Омской области. Учи. но не забывай воспитывать Какие уроки в школе могут начаться с этих слов? Конечно, уроки русского языка и литературы. Трудная, почти непосильная задача стоит перед учителем, призванным будить души детей и наполнять их красотой и добром! Как научить слышать звук флейты в мире, окружающем нас? Как помочь ребёнку найти своё место в мире и быть услышанным? Изо дня в день, сам того не замечая, учитель ставит перед собой эти вопросы, потому что он не только учит, но и одновременно воспитывает. Учитель маленькими шажками идёт к своей цели - одновременно регулярно проводит работу по духовному оздоровлению своих учеников, а значит, воспитывает. Например, уроки развития речи… «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке?», «О милосердии» – темы школьных сочинений, которые предлагает учитель на уроке. Звучат слова: «милое сердце», «сострадание», «вовремя прийти на помощь», «любовь», «честь», «совесть», «друг» - приводятся примеры из жизни. Результат: глубокий след в душе ребёнка. Воспитание идёт рука об руку с обучением. Основой эстетического воспитания школьников является чтение и изучение русской классики, степень эмоционального воздействия которой на читателя безгранична, а нравственно-эстетический потенциал неисчерпаем. Читая и анализируя художественный тест, мы оцениваем поступки героев, наслаждаемся картинами природы, слышим русское слово «как подарок» - невольно и воспитываем. А иначе и быть не может! Ведь именно литература содействуют формированию и воспитанию художественного вкуса, помогает формированию духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепляют их национальное самосознание, патриотические чувства. Таким образом, ученик приобретает жизненный опыт, обогащается духовно. Сегодня, когда из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя появились богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Такие уроки литературы будут учить и одновременно воспитывать, они станут поистине уроками «нравственного прозрения». Например, диалог на уроке литературы. Такие, например, вопросы, предлагаются учащимся для дискуссий при изучении литературных произведений: Чацкий и Молчалин – кто из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «вписался» бы в современную жизнь и почему? Возвышенное, прекрасное и страшное, безобразное в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», проблема «отцов» и «детей» - актуальна ли данная проблема сегодня? Нравственный идеал Л.Н.Толстого. Кого из героев романа «Война и мир» автор называл «любимыми», а кто вызывал у него духовное отторжение? В процессе урока-диспута учащиеся дают личностную оценку литературному произведению, героям и событиям, осмысливают авторское отношение к ним, обсуждают нравственные вопросы, поднимаемые мастерами слова. «Лучше скажи мало, но хорошо», - учит русская пословица. Так дети учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, доказывать, слушать других. Это ли не воспитание? Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащегося и учителя. По утверждению И.С. Тургенева, литературное произведение хорошо уже тем, что оно «шевелит ум, наводит на мысли, заставляет мыслить». А это, бесспорно, процесс воспитания и развития ребёнка. Об этом не следует забывать! Воспитание любви к родной природе – одна из важнейших сторон патриотического воспитания. Любовь к природе закладывается в детстве. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Через литературные произведения развивается в маленьком человеке важнейшая грань общей культуры – интерес к родной природе, любовь к ней. Это чувство – одно из проявлений любви к Родине. Кто же останется равнодушным, слушая или читая такие строки: О каждом новом свежем пне, О ветви сломанной бесцельно, Тоскую я в душе смертельно, и так трагично-больно мне. Редеет парк… Или такое: В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, - Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»… И отец призадумался, потрясённый минутою… Не зря В.Ключевский утверждал, что «учителю слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую». В этом-то и суть этической культуры учителя. Ищите в ребёнке хорошее, находите «жемчужину» в каждой «раковине». А это ли не воспитание? Мы в школе – для учеников, а не они, дети, для нас, поэтому поможем им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, миром гармонии, спокойствия и сотрудничества. А дети будут знать, откуда берутся звуки флейты.
Всего комментариев: 7
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Гимнастика для глаз как один из видов здоровьесбережения дошкольников Контроль родителями домашнего задания в начальной школе Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе Советы родителям дошкольников: Как надо вести себя с ребенком, испытывающим страх. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены