РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Рыбкина Наталия Ивановна. Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс
Рыбкина Наталия Ивановна,
учитель русского языка и литературы МКОУ-СОШ №2 имени маршала Советского Союза Крылова Н.И. ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс Учить и воспитывать… Как много сказано в разные времена моими коллегами об этих двух понятиях, которые, кажется, так различны и одновременно так сходны между собой. Можно ли научить не воспитывая? А воспитывать, не обучая? С моей точки зрения, учение и воспитание – две стороны одной медали. И медаль эта, думается, - процесс обучения, то есть обучение – это «процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду» (http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Обучение). А как можно подготовить человека к жизни и труду, не воспитывая его? Немецкий философ и психолог Эрих Фромм справедливо отмечал: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека, человека, умеющего жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации». А как можно кого бы то ни было воспитать и обучить не развиваясь, не занимаясь самовоспитанием? Думается, что педагог не должен быть костным, «дубинноголовым», консервативным. Конечно, в какой-то степени, как сказал герой фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром», консерватизм присущ профессии учителя. Но неумение педагога меняться вместе с «изменчивой» жизнью отрицательно скажется на процессе обучения, который, как было подчёркнуто выше, включает в себя и обучение, и воспитание. Воспитай себя и ты научишь и воспитаешь класс! Работая учителем русского языка и литературы почти 20 лет, я всё больше убеждаюсь, что учащиеся ценят в учителях такие личностные качества, как справедливость, разумную требовательность, доброжелательность, коммуникативность. И вместе с тем, знание своего предмета, общий кругозор педагога, интеллектуальный потенциал. Как же воспитывать и обучать одновременно? Конечно, своим примером. Вот урок литературы в 5 классе, изучается сказка «Царевна-лягушка». Обсуждаем характер Ивана-Царевича, проявляющийся в его поступках. И в этой ситуации уместно обратить внимание учащихся на их поступки во время урока, говорящие о чертах их характера: «Пётр забыл тетрадь. Какое качество характера ты проявил?» Сам Петя отвечает: «Забывчивость, несобранность». «Анна подняла руку четыре раза и выручила класс, отвечая на трудные вопросы. Какое качество характера проявила она?» Главное, педагог не должен перестараться с примерами, не стоит обижать одних и слишком часто приводить в пример других. Следовательно, педагогу необходимо развивать чувство такта, воспитывать в себе чувство меры, изучать коллектив детей и их реакцию на наши слова. «Словом можно убить, словом можно спасти…» (Вадим Шефнер). Как прав был Самуил Яковлевич Маршак в стихотворении «Словарь»: «В словах звучит укор, и гнев, и совесть». Слово – это сильнейшее средство, которым мы пользуемся на уроке и обучая, и воспитывая. Бывая на уроках, иногда слышу словесные оценки коллег деятельности учащихся. Какое разное действие оказывает интонация, повышение голоса, понижение тона, акценты на отдельных словах и фразах, паузы, наконец! «Ну, конечно!» - звучит презрительное на неправильный ответ. И совсем иная реакция на поправку: «Ты уверен? Подумай ещё!» Нам, педагогам необходимо воспитывать в себе владение словом, развивать речь. Только у того учителя ученики будут стремиться к самообразованию и самовоспитанию, который регулярно учится и воспитывает себя сам. Только тогда образовательный процесс будет развиваться, не стоять на месте, когда мы вместе с учениками научимся познавать, научимся делать, научимся жить в коллективе, научимся жить в ладу с самим собой. Между мной и моими коллегами иногда разгорается спор, обязан ли педагог любить детей. Слово «обязан» всегда вызывает во мне раздражение! Как можно «обязать» любить? Просто можно любить или нет! Но если ты не испытываешь даже положительных эмоций, входя в класс, когда ты не понимаешь учеников, не пытаешься понять, не можешь встать на место каждого, нечего тебе делать в школе. Такой педагог воспитает в детях только лицемерие! И нельзя допускать, чтобы воспитание переросло в назидание. Есть учителя, которые считают, что чем больше нотаций и назиданий за урок прочитают, тем больше воспитательный эффект занятия. Морализаторство только вредит, потому что слушать монотонно и авторитарно говорящего педагога не будут. Воспитание – это и поощрение, и умение пожурить ученика, и поставить на место чересчур «повзрослевшего», и умение прощать, понимать. Эти качества необходимо современному педагогу, их необходимо в себе воспитывать нам, учителям. Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены