РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Жильцова Нина Михайловна. Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя

Жильцова Нина Михайловна
МОУ "СОШ №3"
г.Мензелинск РТ,
учитель русского языка и литературы.
Воспитываешь других – учи и воспитывай и себя.


Личность учителя значит все в деле воспитания. Этот принцип, провозглашенный К.Д. Ушинским, является основополагающим в моей педагогической деятельности.
С самым первым выпуском мы недавно отметили 25-летие окончания школы. Смею заметить, что класс, на котором я тогда, по молодости, апробировала свои педагогические амбиции, получился дружный, смелый, успешный. Дружба началась с футбола. В первый же день пошли в пришкольный фруктовый сад, где меня и проверили: «А слабо с нами в футбол поиграть?» Сразу же и кеды нашлись… Четыре девушки выбрали профессию педагогов, две из них работают в нашей школе, во многом опережая меня. Двое детей моих «первых» учатся сейчас у меня в классе, я у них классный руководитель.
Следующий выпуск – «отказники», 7В. Будучи заместителем директора по учебно-воспитательной работе, я не смогла найти для них классного руководителя- «камикадзе», и с классом до их выпуска пришлось работать мне.Но времени катастрофически не хватало. Договорились так: я стараюсь понять и принять все, на что они способны, не буду « выносить сор из избы», жаловаться буду крайне редко. Не классный руководитель, а манна небесная
( или каша манная)! Но перед тем, как что-нибудь сотворить, они должны пообещать, что представят меня маленькой девочкой, которую очень обидели, она плачет. Так и работали.
Перед окончанием школы мы решились с ними совершить путешествие в город Харьков. Перед отъездом мне очень советовали взять в напарники представителя инспекции по делам несовершеннолетних. Но, обсудив с родителями предстоящую поездку, решили, что пришло время на признание за каждым учеником права на ошибку, права иметь собственное мнение и отношение к происходящему, к людям и окружающему миру. Сейчас это называется модным словом «толерантность»
И в первый же день несколько девочек потерялись, впервые оказавшись в метро, как выяснилось позже, решили покататься.
И самые мои «отпетые мошенники» сразу же взяли патовую, как мне казалось, ситуацию в свои руки. Слова Саши Армянинова, ныне успешного руководителя, прекрасного семьянина, запомнила на всю жизнь: «Через полчаса девочки будут здесь. Верьте нам, и не умрите за эти полчаса». Слово они сдержали, а я постаралась не умереть. И вся наша поездка, в целом увлекательная, легла на их самостоятельные плечи и ответственные головы.
И сейчас при редких встречах многие из них признаются, что умение увидеть в другом человеке ребенка, которого ты можешь обидеть, очень помогает им в жизни: и в семейной, и в общественной.
Cледующих «сложили из того, что было». В мой 10Б класс пришли ребятишки из трех бывших девятых классов, тяги к учению не испытывающих. Вот здесь мне и пригодилась теория двух «У» На первом же классном часе я объяснила, что одна «У» - успех. Он приходит не сразу. Это трудно, это работа над собой. Это постановка малой цели, ее оформление и решение, затем следующая цель, и опять решение. Можно не решать этих задач, найти повод. Тогда это будет другая «У» - уклон. Это, точнее, выбор – катись. Но кто будет тебя уважать, если сам себя не уважаешь?
Класс хорошо закончил школу. На выпускном вечере в честь классного руководителя в исполнении 10 Б звучала «Дубинушка», особенно старались в припеве: «Эх,Ухнем, эх,Ухнем.Еще раз,да еще раз…»
Сейчас ребята решают свои задачи в другом жизненном пространстве. Три мои девочки окончили педагогический институт .Я горжусь всеми ими.
Сейчас у меня опять любимый, потому что, скорее всего, последний, в этом году мы выпускники. Отмечаем дни рождения, ходим в походы. Особенно запомнился майский. Я решила покататься на мотоцикле, у меня же права А, Б и С! Призабыла ,что на мотоцикл лет 20 не садилась. Первый круг проехала гордо, с вызовом! На втором… перепутала газ и тормоз и на полной скорости въехала в кусты, благо поросль была мягкой! Моя приятельница, учитель биологии нашей школы, наблюдавшая за мной, как раз произносила восторженную фразу: «Шумахер…нулась!!!» Окончание комплимента пришлось на момент моего позорного въезда. Вытащив меня из-под транспортного средства и оглядев меня и место падения, один из учеников изрек: « Покруче, чем тунгусский метеорит!». На следующий день я очень боялась, что вся школа будет смеяться. Но ни звука, ни намека. Право посмеяться над собой предоставили мне. И я была им благодарна.
У детей есть, чему поучиться.
Всего комментариев: 7
avatar
1 anizotrop • 00:11, 02.10.2011

Спасибо, Учитель. Чопорность и учительская стезя несовместимы. Только тот, кто способен посмеяться над собой, имеет право учить других. Это было бы неплохим пунктом в законе об образовании. Может быть, №1. Далеко не каждому учителю присуще такое ценное качество. В некоторых жизненных ситуациях только оно и может выручить из беды, поднять авторитет. И не только учительский. Самоирония и добрый юмор спасли не одну репутацию. С такими людьми необычайно легко жить и дружить. Они притягивают к себе, даже не стремясь к этому. Где же этому учат? Там, где живут такие учителя. Видимо, это еще и врожденное. Или оно есть, или нет и, возможно, не будет.
avatar
2 Ветеран • 18:12, 02.10.2011

Спасибо!И очень признательна!А закон об образовании должны писать УЧИТЕЛЯ.Чиновники никогда нас не поймут,а у нас все как-то времени не хватает.Нам надо учить и воспитывать!
avatar
1
3 Ishina • 23:00, 16.10.2011

Уважаемая Нина Михайловна! Любимые и не очень, «отказники» и «сложенные из того что было», все они оставили неизгладимый след в Вашей памяти, потому что – это дети. Дети – со своими характерами, со своими амбициями, со своими желаниями и чувствами. Они дали Вам понять, что только искреннее соучастие в совместных мероприятиях (футбол, мотогонки и многое другое) и в других школьных и внешкольных делах, как Ариаднина нить ведёт по лабиринту к сердцам этих любимых и не очень «отпетых мошенников». Ваше самовоспитание идёт «в ногу» с вашими воспитанниками – это здорово! Спасибо Вам!
avatar
4 Ирина_Евгеньевна • 22:49, 21.10.2011

Отличное эссе, Нина Михайловна! Так интересно его читать - даже жаль, что это не роман или не повесть. Повесть о первой любви, которая навсегда. О любви к своей профессии и к своим воспитанникам, которых вы и не воспитываете вовсе - они просто знают, что вы их любите и видите в каждом только хорошее...
avatar
5 • 23:21, 22.10.2011

Как приятно , когда есть "соучастники". Читаю комментарии и убеждаюсь, что нас много. Спасибо!
avatar
6 оренбурженка • 17:18, 02.11.2011

акая молодец, так живо, хорошо написано! Хохотала до слёз над тунгусским метеоритом! У вас очень лёгкое перо! Иногда учитель должен предстать перед своими учениками именно в таком свете. Мы вот в коллективе решили, что теперь на любой праздник будем в сценарий обязательно включать один номер худ. самодеятельности от учительского коллектива. Пусть это будет песня или танец, инсценировка или реприза, всё равно что! Это точно добавит любви к своим родным учителям! Желаю вам здоровья и счастья!
avatar
7 assja • 21:50, 29.02.2012

Очень легко написано с самоиронией. Ваша воспитательная позиция вызывает уважение к труду учителя. спасибо.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены