РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Калашникова Лариса Геннадьевна. Попробуй таких неучей, повоспитывай
Калашникова Лариса Геннадьевна,
учитель МАОУ "СОШ №44" г.Перми. Попробуй таких неучей, повоспитывай. При первом прочтении эта тема больше остальных привлекла мое внимание, так как ее формулировка меня несколько покоробила, даже задела за живое. И я решила поразмышлять по этому поводу. Неуч – ученик, который не учит. Просто, коротко и ясно. Но мы же сами даем детям такое определение. В педагогической литературе, в подобных случаях, авторы используют выражения: учащиеся с трудностями в обучении или педагогически запущенные дети, и там же предлагают различные выходы из сложившейся ситуации. У таких школьников еще есть шанс изменить себя. А вот неуч звучит как приговор. Что ждать от неуча, если он ничего не учит, а главное, и не хочет. А еще попробуй такого неуча, повоспитывай! Как воспитывать человека, если заранее знаешь, что он не будет учить, воспринимать нормы поведения и применять их в жизни. Он отвергнет все, что не согласуется с его реальной жизнью. Ведь часто в его окружении главенствуют другие требования. Воспитание – это тоже обучение, привитие нравственных качеств, необходимых в обществе. Сложно настроить не привыкшего учиться человека на изменения своей личности. И тут опускаются руки, и не знаешь, как подступиться к не желающему учиться школьнику. И на урок идешь, как впервые, к совершенно незнакомым людям. А можно, вообще, воспитать человека, который не хочет ничему учиться: не хочет узнавать, искать и находить, менять себя и окружающий мир? Что делать? Как быть? Кто сам побывал в роли неуча, поймет как это обидно, страшно, безнадежно. Был в вашей жизни период, когда вас называли неучем или считали таковым? Вспомните свои чувства, когда что-то не получалось, и вы ощущали на себе уничижительные взгляды, слышали презрительные реплики в свой адрес или от вас отказывались как от безнадежного больного. Неучи – это и признание собственного бессилия перед обстоятельствами. Неуч – звучит обидно, и бьет по самолюбию не только ученика, но и учителя. Даже, в первую очередь, учителя. Сложно признаться себе, как педагогу, что среди твоих воспитанников есть неучи, дети, не желающие учиться, меняться. Признать это – значит взять и на себя долю ответственности за их неудачи в обучении и воспитании. И здесь трудность в том, что необходимо приложить больше усилий, желания, чтобы заинтересовать, найти индивидуальные границы общения, обучения и воспитания таких детей. И время играет большую роль!! Сопротивляясь в обучении, они ставят запрет и в воспитании. И раз от раза задаешься вопросом: «Все ли, что нужно я сделал?!», а бывает и разводишь руками, чувствуя СЕБЯ неучем. Но какие-то проблески есть. Что-то меняется в тебе и в твоих учениках в лучшую сторону – и появляется надежда… И тут замечаешь, что ребенок помнит твои наставления, размышляет в ситуациях, пользуясь все-таки выученными в школе правилами. И хоть на миг, но с удовлетворением выдыхаешь, окрыленный пониманием, что в итоге твой труд дает плоды – просвещает умы и сердца. Этим летом у нас в городе проводился фестиваль, в ряду мероприятий которого были выставки современного искусства. В зале инсталляций один автор представил изуродованных кукол. Смотреть на «расчленение» человеческого образа было страшно. Невольно возникал вопрос, как у этого «деятеля» рука поднялась так обращаться со своим подобием. Или настолько исковеркана его душа? И удивительно, что изумилась не только я. Оказалось, на выставке волонтером работала ученица из проблемного класса. Поздоровавшись, девочка растерянно спросила мое мнение по поводу содержания зала, вспомнив с урока рассказ Е.Носова «Кукла» («Акимыч»). И это было не пустое «глазенье», а осмысленное восприятие, рассуждение об увиденном не неуча, а человека думающего. Так может быть стоит начать с того, что перестать называть, а затем и считать детей неучами?! Изменить свое отношение к ним. Да, кто-то возразит, что дети не изменяться, они как не хотели, так и не будут учиться. Я соглашусь. Но подумаем. Ребенок, каждый день слышащий о себе, что он неуч, привыкший к этому положению, и считающий, зачем стараться, если все и так считают тебя плохим, в один прекрасный момент не увидит такого к себе отношения, для начала удивится, а потом и задумается. И может быть, это и есть проблеск в нашем воспитании. Конечно, звучит все это утопично. Зная, что школьников с преступными наклонностями, дисциплинарными нарушениями трудно перевоспитать. Но почему тогда, именно эти дети кричат вам через всю улицу: «Здравствуйте» и бегут рассказывать о своей жизни. Значит, почувствовали они что-то человеческое, когда вы их пытались чему-то обучать и воспитывать. Значит, затронуты какие-то струны их «неучевской» души. Когда строгостью, когда лаской достучались до ИХ мира, где нашлось местечко, как оказывается, и для воспитания.
Всего комментариев: 4
1
1
anizotrop • 20:36, 02.10.2011
4
молодо-зелено • 07:53, 02.11.2011
2
nat2515 • 01:22, 03.10.2011
3
Ishina • 17:37, 17.10.2011
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены