РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Бобрицкая Елена Ивановна. Воспитывать, воспитывать и воспитывать.

Бобрицкая Елена Ивановна
МОУ Краснооктябрьская СОШ
Учитель немецкого языка
Воспитывать, воспитывать и воспитывать.


Вхожу в класс. Продавливаю своим напором пространство. Сама чувствую, как от меня идут волны агрессии. Не злобной, но достаточно властной. Чтобы организовались и организованно двинулись вместе со мной в нужном направлении. Ничего лишнего: взгляд, интонация, фраза. Немного сарказма. И они двинулись… Что-то мешает. Или все нормально? Нет. Где-то на уровне подсознания возникает комок тревоги. Сознание раздваивается: часть его продолжает управлять классом, а другая упорно пытается распознать эти сигналы. Вот оно. Бездонная пустота глаз. Они всего одни, но тревога нарастает. Да, остальные заняты делом. Кто серьезно, кто имитирует. Но эта единственная пара глаз все больше поглощает мое внимание и начинает управлять мной. Страшно задавать себе этот вопрос: почему? Пока ты не задаешь себе вопросы, тебе не приходится искать на них ответ. Живой, подвижный мальчик. Очень красивый. Смесь цыганского огня и русской удали. Я его не учила, но восхищалась со стороны. Ребенок, в которого природа вложила свою любовь. Гордость начальной школы. Так было. А потом он пришел к нам. К нам - то есть он перешел в пятый класс. В глазах бегали искорки озорства, он задавал много вопросов. Ему хотелось быть первым во всем и, вероятно, жизнь ему казалась безбрежным океаном, а он был капитаном трехмачтового брига. Он читал. Да, тогда он умел читать. И мечтать. Но это закончилось почти сразу. Вот тогда в этом потоке озорных искорок стали появляться пугающие провалы пустоты. Он словно исчезал, а передо мной было только галографическое изображение. Эти паузы становились все больше и в конце концов пустота заполнила все. Бездна. И вот теперь я беспомощно задаю себе вопрос: а что там, за этой стеклянной пустотой? Пустота? Или свернувшийся в тугой комок собственный мир, в который нам теперь нет доступа? Что это за мир? Почему мое сознание отказывается его воспринимать? Почему меня это так пугает? Может быть потому, что это не просто его мир, это мир сотен и тысяч таких, как он. Не читающих. Не думающих. Не мечтающих. И мое сознание гонит мысль, что это может оказаться новым витком жизни. Это не отдельный случай. Это становится нормой. А что же мы? Мы суетились. Объясняли. Ругали. Мы вызывали родителей и сотрясали воздух. Мы пытались вовлечь, заинтересовать, увлечь. Смешно. Увлечь того, кто совсем недавно своей фантазией сам мог увлечь кого угодно. Почему же мы в одночасье превратились для него в бутафорские куклы? Какую фальшь он почувствовал в нашей жизни, с которой не стал мириться? Поколение, которое не хочет никуда идти? Или наша «педагогическая ошибка»? Не слишком ли много стало этих «педагогических ошибок». Мы не растеряли свой опыт. В нашей «кухне» есть рецепты на все случаи жизни. Но мы проиграли. Кому? Хочется посмотреть в лицо победителя. Тревожно. Когда рушатся основы христианской нравственности, страшно представить лицо того, кто стоит за этим. Но проигрывать не хочется. Нас же много. Тех, кто верит, что человек – вершина мироздания и у него есть шанс жить достойно. Мы бессильны поодиночке. Но в связке мы - энергетической поток: родители, учителя, соседи. Нам просто нужно двигаться в одном направлении. Мы разные, но хотим одного. Значит мы - партия людей доброй воли. Своим примером, любовью, временем, участием, своей душой, своей жизнью мы должны вести за собой. И хочется верить, что мы победим.
Всего комментариев: 7
avatar
1 anizotrop • 23:39, 01.10.2011

Да, уж. Переход из четвертого класса в пятый - это "рубикон", успешность перехода через который определяет судьбу ученика, и позволяет почти точно предсказать его путь, как минимум, до девятого. Для некоторых же детей "рубикон" превращается в реку Стикс, и вся дальнейшая школьная жизнь становится для них дорогой в подземное царство "трудных".
Как учителю, принявшему пятиклашек, не стать для них этаким Хароном - задача не из лёгких.
avatar
5 EB33 • 11:58, 26.10.2011

Спасибо за серьезные размышления над темой. Для меня это, пожалуй, самый больной вопрос современной педагогики.
avatar
2 Ирина_Евгеньевна • 12:45, 02.10.2011

Елена Ивановна, ваше эссе мне очень понравилось. Про волны агрессии - просто восхитительно! Так мы в некоторых классах и работаем - как дрессировщики в клетках с хищниками. И бездонную пустоту глаз учеников я тоже ловила, и сразу опускались руки и забывала, о чем только что говорила... "Пятерочка" вам!
avatar
6 EB33 • 12:00, 26.10.2011

Спасибо за высокую оценку. Не было времени просмотреть сообщения. Сейчас загружены олимпиадными работами. Удачи в работе.
avatar
3 NURIA • 18:57, 02.10.2011

дочитала вашу статью почти до конца, так хотелось найти если не рецепт, то какой - нибудь пример из вашего опыта о том, как удалось преодолеть эту проблему, к сожалению, после фразы "Но мы проиграли" не хочется жить, не только работать учителем cry
avatar
4 Ishina • 16:50, 17.10.2011

Уважаемая Елена Ивановна! Здорово! Просто Здорово!!! Читая Ваше эссе, создалось впечатление, что находишься виртуально вместе с Вами в вашем внутреннем мире. В мире Ваших мыслей. Вращаясь в этом круговороте вопросов, ищешь ту самую прореху, которую обязательно нужно залатать. Ищешь ту самую тонкую нить, которую обязательно надо укрепить. Ищешь и закрепляешь ту самую убегающую нить, чтобы не распустилось то, что уже проделано определённым жизненным этапом. Ищешь тот самый, хотя и извилистый, трудный, но правильный путь для того, чтобы вывести своих спутников из лабиринта Пустоты. Замечательный САМОАНАЛИЗ! Спасибо Вам!
avatar
7 EB33 • 12:08, 26.10.2011

Спасибо за комментарий. Очень лиричный. Сама зачиталась. Еще раз благодарю.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены