РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Макарова Л.В. Воспитай себя - и ты научишь и воспитаешь класс

Макарова Л.В.,
учитель русского языка и литературы,
МОУ школа №51 г. Воронеж
Воспитай себя - и ты научишь и воспитаешь класс


Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным стану я.
«Покровские ворота» Леонид Зорин

Когда я молодым учителем пришла работать в школу, «такая несуразная, вся угловатая такая… такая противоречивая вся», во мне встали в оппозицию две личности: с одной стороны, практичная и всезнающая Маргарита Павловна из «Покровских ворот», безаппеляционно заявляющая, что «люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве», и мягкая, уступчивая тётушка Костика - с другой. «Полный алес капут!», как говорится. Ведь это так просто – задавить авторитаризмом юные, неокрепшие души! Надо только покрепче навалиться и не отступать. Я ведь не Алиса Витальевна, способная раствориться в Костиках, Петях, Машах... Долой сантименты, которые только мешают и расслабляют! И ежу понятно, что только «в холодном состоянии операция пройдет безболезненно». Но неужели это выход? А как же уважение, хотя бы к самой себе? «Всю жизнь ограничивать себя! Жить в полноги, работать в полсилы! Не знать ни падений, ни взлетов! Для этого надо было родиться?!»
Время от времени мне казалось, что я «знаю, как надо», что «отдаю себя всю, до капли», и тогда вспоминалось гениальное по простоте из «Доживём до понедельника»: «А что у нас есть, чтоб отдать?» Приходилось душить в себе голыми руками то, что казалось незыблемым, как правило про «5 П: правильно, полно, понятно, последовательно, с примерами». «Зер гут, Маргарита Павловна!», но уж как-нибудь справлюсь сама. Ведь я же не проеденный молью тюфяк, чтобы «отказываться от обновления из-за боязни призраков».
И опять поиски…себя. Чтобы соответствовать, расти и взрослеть вместе с ними. Было стыдно, когда во мне время от времени просыпалась Маргарита Павловна и я, глядя в простодушные детские глазёнки, едко выкрикивала что-то вроде: «Хоботов, Хоботов, ради бога, уймись!»
Сама не знаю, как и когда я пришла к единственно приемлемому для меня выводу: «Осчастливить против желания нельзя!» Слова Костика Ромина красноречиво свидетельствуют о том, что с любым человеком, а тем более думающим, ищущим, неординарным, нужно учиться толерантности, идти на компромисс. Не знаю точно, когда я поняла это. Может, после написанной самым злостным прогульщиком объяснительной в стихах*? А может, после сделанной ребятами ни с того ни с сего презентации* к уроку литературы? Не секрет, что старшеклассники интересуются в большей степени собой, нежели книжками. А тут вдруг … анализ поэтического текста в такой необычной форме! После того, как я показала им «электронное видение» поэтов Серебряного века, в классе началась эпидемия: «А можно мне?»
Всё отчётливее я понимала, что нельзя слепо подчиняться общепринятым догмам и «стричь всех под одну гребёнку», как траву на газоне. Поэтому свои уроки провожу под девизом: «Ничего не навязывать насильно, а лишь предлагать! Считаться с мнением ребёнка, даже если оно неточно и ошибочно! Не ограничивать в свободе выбора!»
«Высокие, высокие отношения…» - иронично заметите вы в надежде услышать моё пафосное: «Нормальные, для духовных людей!». Скажу лишь об одном: комфорт на уроке – это главное составляющее для меня и моих ребят. Например, внеклассное чтение проводится во внеурочное время, когда дети не ограничены регламентированными рамками и могут дискутировать, сколько им необходимо. На таких уроках присутствуют все желающие: гости, книголюбы, исследователи, даже те (и пусть их пока большинство), которые не прочитали произведение. Я считаю, что, если после разговора у ребёнка возникнет желание взять в руки книгу, для меня это уже победа. Даже если не возникнет, главное – что пришёл на урок, сам, по желанию, и не ушёл, остался! Для меня ценен и дорог каждый из них…
На уроках обобщения и закрепления предлагается свободная форма работы, наиболее приемлемая для каждого: устная, письменная, исследовательская, творческая, авторская и др. Всё зависит от способностей, возможностей и личных пристрастий. Именно поэтому действия ребят на уроке не ограничиваются: они могут рисовать, писать, слушать и просто созерцать. А в конце года для подведения итогов мы используем форму творческих отчётов, где каждый из детей может выступить с самой удачной работой или открытием: презентацией, сочинением, стихотворением, анализом и др. Сколько гордости на ребячьих лицах! Ведь всё сделано своими руками! Им знакомы и поиски идеи, и муки творчества…
И всё это до тех пор, пока мой «смокинг публике не надоел». Я прекрасно понимаю, что «артист обязан переодеваться!»
Иногда мне всё же хочется спросить: «Но согласитесь, разве это финал?» Надеюсь, что это только начало пути…
Выбор за вами, мои прекрасные, замечательные, талантливые дети!
Всего комментариев: 6
avatar
1 anizotrop • 17:46, 01.10.2011

Поистине, чтобы научиться чему-нибудь самому, нужно учить этому других. Чтобы вырасти, нужно растить. Замечательное кредо. Его истинность постепенно познаёт каждый учитель, его подтверждают и все примеры, приведенные автором.
avatar
2 agape • 20:26, 02.10.2011

Спасибо за добрые слова! Будем стараться расти и дальше...
avatar
2
3 agape • 19:54, 09.10.2011

Объяснительная прилагается, а вот презентации своих и детских работ добавить не удалось. Пробовала выложить их на своей страничке, но звука нет, увы...
Классному руководителю 11«Б» класса
МОУ школы №51 г. Воронежа
Макаровой Л. В., учителю русского языка и литературы
ученика 11 «Б» класса Семёнова Д.

объяснительная.

Опоздал сегодня я,
Не ругайте Вы меня.
Ведь когда я встал с постели,
Ноги двигались еле-еле.
После вышел я из дома,
Шолохова взял два тома.
А когда дошёл до Сашки,
Он ещё был без рубашки.
Когда вышли от него,
Нас метелью замело.
Но шли мы, не сдаваясь,
Со снегом разбираясь.
А времечко бежало,
Всё шло и шло вперёд.
И тут мы вдруг узнали,
Что первый - Ваш урок!
Прошу нас извинить,
Пожалуйста, простить.
На нас Вы не сердитесь,
А лучше улыбнитесь!
avatar
1
4 Ishina • 22:20, 16.10.2011

Уважаемая Любовь Владимировна! Необычно… Необычно, то что, самообразовательный и самовоспитательный процесс перемежается с цитатами из кинофильма «Покровские ворота» и примеряется к персонажам, причём превалирует «…практичная и всезнающая Маргарита Павловна». Ваше эссе, мне больше всего напомнило творческий поиск сценариста и режиссёра в одном лице – каких персонажей лучше сыграет тот или иной актёр (ученик); как должна выглядеть декорация (отчёты, презентации, сочинения и т.д.), чтобы выделить суть режиссёрской задумки; каких помощников привлечь (гостей, книголюбов, исследователей), чтобы заинтересовать сюжетом и т.д. Одним словом – Интересно! Спасибо Вам!
avatar
5 agape • 20:07, 19.10.2011

Благодарю Вас за то, что прочли и оценили мой скромный опыт. Понимаю, что это "не формат", но первое, что пришло в голову - "Покровские ворота"(признаться, люблю этот фильм и считаю его шедевром!)
К тому же, я привыкла доверять интуиции.
А всё остальное - искренне и честно!
avatar
6 Oksanaplus • 18:37, 06.02.2012

Все правильно, учитель должен расти, иначе мы станем не интересными своим ученикам. А вместе с нами будут расти и дети. А еще лучше, когда учащиеся превосходят своего учителя (после окончания школы). Именно этот рост и обеспечивает прогресс. Так мне кажется. Может, кто-нибудь и не согласится.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены