РАЗРАБОТКИ
|
Главная → Педагогические статьи → Конкурсы педагогических статей → Конкурс эссе «Учить нельзя воспитывать»
Макарова Л.В. Воспитай себя - и ты научишь и воспитаешь класс
Макарова Л.В.,
учитель русского языка и литературы, МОУ школа №51 г. Воронеж Воспитай себя - и ты научишь и воспитаешь класс Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду. Каким умеренным стану я. «Покровские ворота» Леонид Зорин Когда я молодым учителем пришла работать в школу, «такая несуразная, вся угловатая такая… такая противоречивая вся», во мне встали в оппозицию две личности: с одной стороны, практичная и всезнающая Маргарита Павловна из «Покровских ворот», безаппеляционно заявляющая, что «люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве», и мягкая, уступчивая тётушка Костика - с другой. «Полный алес капут!», как говорится. Ведь это так просто – задавить авторитаризмом юные, неокрепшие души! Надо только покрепче навалиться и не отступать. Я ведь не Алиса Витальевна, способная раствориться в Костиках, Петях, Машах... Долой сантименты, которые только мешают и расслабляют! И ежу понятно, что только «в холодном состоянии операция пройдет безболезненно». Но неужели это выход? А как же уважение, хотя бы к самой себе? «Всю жизнь ограничивать себя! Жить в полноги, работать в полсилы! Не знать ни падений, ни взлетов! Для этого надо было родиться?!» Время от времени мне казалось, что я «знаю, как надо», что «отдаю себя всю, до капли», и тогда вспоминалось гениальное по простоте из «Доживём до понедельника»: «А что у нас есть, чтоб отдать?» Приходилось душить в себе голыми руками то, что казалось незыблемым, как правило про «5 П: правильно, полно, понятно, последовательно, с примерами». «Зер гут, Маргарита Павловна!», но уж как-нибудь справлюсь сама. Ведь я же не проеденный молью тюфяк, чтобы «отказываться от обновления из-за боязни призраков». И опять поиски…себя. Чтобы соответствовать, расти и взрослеть вместе с ними. Было стыдно, когда во мне время от времени просыпалась Маргарита Павловна и я, глядя в простодушные детские глазёнки, едко выкрикивала что-то вроде: «Хоботов, Хоботов, ради бога, уймись!» Сама не знаю, как и когда я пришла к единственно приемлемому для меня выводу: «Осчастливить против желания нельзя!» Слова Костика Ромина красноречиво свидетельствуют о том, что с любым человеком, а тем более думающим, ищущим, неординарным, нужно учиться толерантности, идти на компромисс. Не знаю точно, когда я поняла это. Может, после написанной самым злостным прогульщиком объяснительной в стихах*? А может, после сделанной ребятами ни с того ни с сего презентации* к уроку литературы? Не секрет, что старшеклассники интересуются в большей степени собой, нежели книжками. А тут вдруг … анализ поэтического текста в такой необычной форме! После того, как я показала им «электронное видение» поэтов Серебряного века, в классе началась эпидемия: «А можно мне?» Всё отчётливее я понимала, что нельзя слепо подчиняться общепринятым догмам и «стричь всех под одну гребёнку», как траву на газоне. Поэтому свои уроки провожу под девизом: «Ничего не навязывать насильно, а лишь предлагать! Считаться с мнением ребёнка, даже если оно неточно и ошибочно! Не ограничивать в свободе выбора!» «Высокие, высокие отношения…» - иронично заметите вы в надежде услышать моё пафосное: «Нормальные, для духовных людей!». Скажу лишь об одном: комфорт на уроке – это главное составляющее для меня и моих ребят. Например, внеклассное чтение проводится во внеурочное время, когда дети не ограничены регламентированными рамками и могут дискутировать, сколько им необходимо. На таких уроках присутствуют все желающие: гости, книголюбы, исследователи, даже те (и пусть их пока большинство), которые не прочитали произведение. Я считаю, что, если после разговора у ребёнка возникнет желание взять в руки книгу, для меня это уже победа. Даже если не возникнет, главное – что пришёл на урок, сам, по желанию, и не ушёл, остался! Для меня ценен и дорог каждый из них… На уроках обобщения и закрепления предлагается свободная форма работы, наиболее приемлемая для каждого: устная, письменная, исследовательская, творческая, авторская и др. Всё зависит от способностей, возможностей и личных пристрастий. Именно поэтому действия ребят на уроке не ограничиваются: они могут рисовать, писать, слушать и просто созерцать. А в конце года для подведения итогов мы используем форму творческих отчётов, где каждый из детей может выступить с самой удачной работой или открытием: презентацией, сочинением, стихотворением, анализом и др. Сколько гордости на ребячьих лицах! Ведь всё сделано своими руками! Им знакомы и поиски идеи, и муки творчества… И всё это до тех пор, пока мой «смокинг публике не надоел». Я прекрасно понимаю, что «артист обязан переодеваться!» Иногда мне всё же хочется спросить: «Но согласитесь, разве это финал?» Надеюсь, что это только начало пути… Выбор за вами, мои прекрасные, замечательные, талантливые дети!
Всего комментариев: 6
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены